|
|
N°221, 30 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проклятие «Курска»
Оно преследует субмарины класса «Антей»
Российский военно-морской флот приступил к выполнению программы ремонта и модернизации атомных субмарин класса «Антей», к которому относилась и погибшая подлодка «Курск». В четверг к монтажной стенке судостроительного завода «Звезда» в Приморье для проведения ремонта пришвартовалась первая АПЛ этой серии -- подводный ракетный крейсер «Иркутск» из состава Камчатской группировки ВМФ.
Военные источники газеты «Время новостей» признают, что на первом этапе «кораблестроителям придется ограничиться заурядным «латанием дыр» и подкраской»: полноценную программу модернизации «Антеев» можно будет начать лишь после того, как госкомиссия сформулирует окончательные выводы о причинах аварии «Курска». По мнению моряков, если тайна прошлогодней катастрофы в Баренцевом море так и останется неразгаданной, дальнейшее использование субмарин этого класса будет под вопросом. При том, что «Антеи» до сих пор являются одной из главных ударных сил российского подводного флота.
В Советском Союзе с 1986 по 1994 год было построено 11 субмарин проекта 949А «Антей» («Оскар-II» по классификации НАТО). За исключением «Курска», который был, кстати, самой молодой из лодок этой серии, все они формально и поныне остаются в боевом строю ВМФ -- пять из них базируется на Северном и еще столько же -- на Тихоокеанском флоте. Впрочем, далеко не все из них сейчас в состоянии не только выполнять боевые задачи, но даже и просто покинуть базу. В той же Камчатской группировке, к которой приписан «Иркутск», с 1995 года ожидает «среднего ремонта» однотипный «Красноярск» (1989 года постройки). В течение шести лет финансирование лодки регулярно переносится «на следующий год» из-за элементарной нехватки финансов. Дело дошло до того, что отчаявшийся экипаж субмарины обратился с открытым письмом к губернатору-«побратиму» Александру Лебедю с просьбой оплатить ремонт подлодки за счет бюджета Красноярского края или попробовать «продавить» этот вопрос в Москве.
Впрочем, и с «Иркутском», одной из первых лодок проекта 949А, принятой в боевой состав флота в 1987 году, дела обстояли немногим лучше. По словам военных, ремонт лодки было решено проводить в Приморье, а не на северодвинском «Севмаше», который когда-то ее построил, не только по соображениям экономии, но и потому, что «до Белого моря «Иркутск» бы просто не дошел». Чтобы всего лишь перегнать субмарину с Камчатки на судоремонтный завод в Приморье пришлось полностью поменять на ней команду, поскольку для этого нужны были люди, «максимально подготовленные к любым ситуациям». В итоге в поход она отправилась с одним из лучших на ТОФе экипажей подводников под командованием капитана первого ранга Владимира Дмитриева, переведенного с однотипной АПЛ «Омск». О подробностях перехода военные моряки наотрез отказываются говорить, однако, судя по всему, он стал серьезным испытанием для подводников.
26 ноября, сразу после прибытия «Иркутска» в город Большой Камень, где находится завод «Звезда», покончил жизнь самоубийством один из офицеров ее команды -- командир боевой группы лейтенант Игорь Василенко. Он пустил себе пулю в висок прямо в своей каюте на борту подлодки. Традиционно суеверные моряки уже заговорили о «проклятии «Курска», тяготеющем над всеми оставшимися в строю «Антеями».
Хотя главным «проклятием «Антеев» с момента гибели «Курска» является, конечно же, их бортовое вооружение. Правда, крылатые ракеты «Гранит» доказали фантастическую живучесть -- ни одна из остававшихся в пусковых шахтах субмарины 22 ракет не сдетонировала во время взрыва боезапаса в носовом отсеке «Курска» и последующего удара подлодки о дно. А вот как применять торпедное вооружение «Антеев», чтобы прошлогодняя трагедия не повторилась еще раз, до сих пор не знают ни моряки, ни конструкторы. Эксперименты, проводившиеся на полигонах и в лабораториях ВМФ с торпедными аппаратами и их боезапасом в течение целого года после гибели «Курска», так и не дали окончательного ответа на вопрос: из-за чего произошел взрыв, погубивший его команду.
Юрий ГОЛОТЮК