Время новостей
     N°20, 06 февраля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.02.2007
Техногенный футуризм
«Победа над солнцем» в Центре современного искусства
Государственный центр современного искусства предоставил возможность высказаться художникам, исследующим реальность с помощью высоких технологий. Алина и Джеф Блюмис, Дмитрий Булатов, Пол Гранжан, Габриэле Ляйдлофф и Вадим Космачев визуализируют зыбкую область взаимодействия науки и искусства, проникая в сердце и мозг, зондируя память и механизмы наследственности.

Оптимистичные фотографии разноцветных лягушек и их потомки-мутанты в лабораторных колбах -- преломление мира генной инженерии в проекте Дмитрия Булатова «Сознание настороже». Этот проект -- результат участия художника в выведении живых организмов, обладающих свойством биолюминесценции. Все очень просто: лягушкам встраивается «ген свечения», и они начинают играть всеми цветами радуги: одни мерцают, другие меняют цвет по настроению. К сожалению, через три-четыре поколения привитое свойство исчезает, и появляются мутации. Научный проект закрыт, а художественный остался. Он живет, поднимая вопросы о смысле эволюции, неосторожном вмешательстве и транслируя предупреждение художника: «Позитивное, возвеличенное до уровня гиперболы, порождает катастрофу».

Погружение в сумрачный ирреальный мир Габриэле Ляйдлофф начинается с четырехэкранной видеоинсталляции «Уродливый взгляд на состав исполнителей 1.2». Компьютерная томография, ультразвуковая диагностика и рентгенография -- основные инструменты художницы. Мерцающие посмертные маски, рентгеновские снимки, лабораторные мыши и работа мозга, записанная как звуковой сигнал, создают иллюзию вовлеченности в поле рефлексии автора на тему жизни и смерти.

Сложная модель взаимодействия между человеком и средой его обитания реализуется в проекте Вадима Космачева «Сердце». Этот таинственный орган, концентрирующий эмоции и чутко реагирующий на любые изменения вовне, проявляется на экранах трубками аорты и пульсацией крови. Сердце проходит испытание абстрактным экспрессионизмом и компьютерной графикой и возвращается живой субстанцией под рукой ваятеля -- хирурга.

Экраны, хранящие память о видеосигналах, в видеоинсталляции «Пространство памяти» Алины и Джефа Блюмис -- метафора ноосферы Земли. Тонкая ткань воспоминаний, их свойства и структура -- многолетний проект художников по исследованию памяти с использованием инструментария новейших технологий.

Целеустремленные роботы в проекте Пола Гранжана «Спаривающиеся роботы». Механизм, обладающий антропоморфными свойствами, это пародия на человека или Чужой, захватывающий поле, на котором позволено играть только живым? Художник наделил свои игрушки единственной функцией: производить манипуляции, которые могли бы привести к воспроизводству себе подобных. Действия роботов строго подчинены заложенной создателем программе: автономное движение в поисках объекта, лазерное наведение на цель, встреча, долгожданный контакт, возвращение в автономный режим и бесконечное повторение цикла, пока аккумуляторы дают силы двигаться.

Проект «Победа над Солнцем» не случайно назван в честь оперы, созданной триумвиратом: Казимир Малевич, Алексей Крученых, Михаил Матюшин. Как и рожденный на заре XX века футуристический перформанс, новая программа исследует многомерность действительности. Художники пропускают через себя новую реальность высоких технологий, транслируя свое мировоззрение, изменяя наше восприятие простых и сложных вещей.

Марина ФОМЕНКО