|
|
N°19, 05 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Главное, чтобы Россия уважала принципы энергохартии"
Подготовка нового соглашения между Россией и Евросоюзом и энергетическое сотрудничество -- таковы темы проходящих сегодня в Москве переговоров главы МИДа России Сергея Лаврова с «тройкой» ЕС. В нее входят глава МИДа председательствующей в ЕС Германии г-н Франк-Вальтер Штайнмайер, еврокомиссар по внешним связям и политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер и верховный представитель ЕС по внешней и оборонной политике Хавьер СОЛАНА. Перед встречей он дал интервью специальному корреспонденту ИНТЕРФАКСА Ольге ГОЛОВАНОВОЙ -- для «Времени новостей».
-- Г-н Солана, как бы вы описали отношения между Брюсселем и Москвой? Есть мнение, что они ухудшаются.
-- Россия -- наш ключевой партнер, самый большой и наиболее важный сосед. ЕС и Россия становятся настоящими стратегическими партнерами, и поэтому я могу только выразить свое несогласие с утверждением, что наши отношения ухудшаются. Конечно, есть проблемы, как в отношениях с любым партнером, но мы можем их открыто и конструктивно решать. С Россией у ЕС наиболее интенсивный политический диалог. C ней у нас больше встреч, чем с любой другой третьей страной, даже с США. Я рассчитываю, что нынешняя встреча будет деловой и дружеской.
-- Некоторые эксперты говорят, что Москву и Брюссель в этом году ожидает энергетический тупик. Согласится ли ЕС подписать с Россией новый документ по энергетике или же Брюссель будет настаивать на ратификации договора к существующей энергохартии?
-- Россия заявляла, что не намерена ратифицировать договор к энергохартии или подписывать Транзитный протокол. Однако мы приветствуем то, что Россия приняла принципы энергохартии, как было заявлено президентом Владимиром Путиным на неформальной встрече глав государств и правительств ЕС в Финляндии 20 октября 2006 года. Это будет играть ключевую роль в новом соглашении, по которому мы скоро начнем вести переговоры с Россией. Наша цель -- взаимовыгодное партнерство, прозрачное, недискриминационное и уважающее принципы энергохартии.
-- России, возможно, придется убеждать ЕС, что она остается надежным поставщиком газа и нефти. Что требуется от России?
-- Энергетика -- важный компонент партнерства между ЕС и Россией. Мы взаимозависимы в этом секторе, так будет и впредь. Россия есть и будет для нас первостепенным энергетическим поставщиком, в настоящее время покрывающим 25% потребляемого в ЕС газа и нефти. Мы сожалеем, что конфликты между Россией и ее соседями сказались на странах ЕС, но уверены, что Россия сделает все во избежание повторения подобного сценария.
-- Скоро ли удастся решить проблему экспорта польского мяса и тем самым продвинуться вперед по переговорам по новому стратегическому соглашению между Россией и ЕС?
-- Здесь уже удалось достичь прогресса. Это европейская проблема, а не проблема отношений между Польшей и Россией. Вопросы ветеринарных и фитосанитарных проверок решаются на европейском уровне, и это нормально, что Еврокомиссия активно вовлечена в переговоры с Москвой. Вопрос будет решен в ближайшие недели.
-- Не считаете ли вы, что в интересах «старой Европы» повлиять на восточноевропейские страны с тем, чтобы они приняли западноевропейский взгляд на партнерство с Россией?
-- Каждый член ЕС имеет двусторонние отношения с Москвой, которые характеризуют индивидуальные интересы и самобытная история. Но было бы ошибочно предполагать, что восточноевропейские страны относятся к России иначе, чем «старые» члены ЕС. Было бы еще более неверно полагать, что один блок стран оказывает давление на другой. Во внешней и оборонной политике ЕС всегда действует с согласия каждого государства-члена.
-- Какой сейчас видят Россию жители ЕС?
-- Убийства в 2006 году Александра Литвиненко, журналистки Анны Политковской, первого заместителя главы Центробанка Андрея Козлова вызвали много комментариев. И тот факт, что этим шокирующим событиям не были даны объяснения, конечно, добавляет подозрений. Я надеюсь, что эти убийства будут раскрыты и ответственные за них будут преданы правосудию.
-- Когда можно ожидать вступления в силу ожидавшегося к концу прошлого года соглашения между Россией и ЕС по упрощению визового режима и реадмиссии?
-- Мы работаем над упорядочением облегченного визового режима между ЕС и Россией. Он должен вступить в силу относительно скоро, учитывая, что совсем недавно Россия урегулировала остававшиеся двусторонние вопросы с Францией, Испанией и Португалией по соглашению о реадмиссии.
В то же время ЕС и Россия продолжают прорабатывать условия для безвизового режима на взаимной основе. Но это вопрос долгосрочной перспективы.
-- Каким вам видится статус Косово? И как вы оцениваете здесь позицию России?
-- 2 февраля г-н Ахтисаари представил свои предложения Белграду и Приштине в рамках финального раунда переговоров с двумя сторонами. Я считаю важным, что обе стороны сотрудничают с г-ном Ахтисаари, которого поддерживает ЕС и чьи предложения являются хорошей основой для урегулирования. Соглашение на данном этапе представляется маловероятным, а от г-на Ахтисаари ожидается, что он представит свои предложения Совбезу ООН. Россия как его постоянный член, конечно, несет особую ответственность в решении статусного вопроса Косово. Этот вопрос -- ключевая задача, стоящая перед Европой в этом году.
-- Каков путь решения ядерной проблемы Ирана?
-- Эта проблема может быть решена только через переговоры. Международное сообщество уже несколько раз ставило условием для таких переговоров временную приостановку Ираном чувствительных разработок в целях восстановления доверия к нему. Иранцы должны решиться на сотрудничество с нами, чтобы развеять имеющиеся озабоченности. Что касается мирной ядерной программы, то иранцы имеют на нее право, и мы готовы поддержать это.
|