|
|
N°221, 30 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прикладная мифология
Российские аграрии уже не боятся ВТО
Российские сельхозпроизводители, несколько лет демонстрировавшие активное неприятие идеи вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), вдруг сменили гнев на милость. Утихли крики об ущербе, который оно может нанести большинству предприятий АПК. 7 декабря в Женеве состоится очередной раунд переговоров по вопросу вступления России в ВТО, где, в частности, будет подробно обсуждаться проблема сельского хозяйства. Вчера российские аграрии, принимающие активное участие в подготовке документов для женевской встречи, собрались на «круглый стол» в Москве. И неожиданно хором заговорили о том, что отечественные сельхозпроизводители будут только рады присоединению к ВТО.
По данным Национального союза экспортеров продовольствия, из 1,3 млрд долл. сельскохозяйственного экспорта на готовую продукцию приходится 540 млн (в среднем по промышленности эта цифра не превышает 7,5%).
Руководитель аналитического центра агропродовольственной экономики Института экономики переходного периода (ИЭПП) Евгения Серова говорит, что полученные результаты исследований показывают: потеря продовольственной безопасности или самообеспеченности при вступлении в ВТО -- миф. «Средневзвешенный импортный тариф в России сейчас 15%», -- говорит г-жа Серова. Это почти минимальный показатель среди стран -- членов ВТО. «У нас уже такая степень открытости рынка, что снижения мы почти не заметим», -- уверена она.
Не менее оптимистично для отечественного сельского хозяйства выглядит и выполнение, например, требования о снижении внутренней поддержки производителей. Сейчас, по данным ИЭПП, на поддержку АПК из бюджетов всех уровней выделяется 700 млн долл. ежегодно, на переговорах же с ВТО обсуждается максимально возможный уровень господдержки российского сельского хозяйства в 16 млрд долл. Но самая главная проблема, говорит г-жа Серова, «наша потрясающая непрозрачность». «Сколько мы (государство. -- Ред.) тратим на сельское хозяйство, не знает даже Минфин, -- сообщила она. -- Не потому, что это секретно, а потому, что у нас бардак».
Да и сами аграрии уже почти рады вступлению в ВТО. «Нам абсолютно нечего бояться, -- считает Александр Ивлев из Зернового союза. -- У нас субсидирование сельхозпроизводства не превышает 1 долл. на тонну зерна, а в США -- 10 долларов. Льготы на закупку горюче-смазочных материалов, которые требует сократить ВТО, у нас давно заменены товарными кредитами, которые в итоге возвращаются зерном».
Осмелели и представители молочной отрасли. «Доля импорта у нас не превышает 10%, -- говорит глава Молочного союза Владимир Лабинов. -- А традиционный ассортимент молочных продуктов гораздо шире, чем на большинстве других рынков. Я не вижу больших перспектив для экспорта, но совершенно уверен, что хуже (от вступления в ВТО. -- Ред.) не будет».
Юрий Хромов из Института стратегических исследований приводит в пример опыт Китая, сельское хозяйство которого, как принято считать, скорее проиграло от присоединения к ВТО. Принятие минимальных мер для открытия внутреннего рынка, по подсчетам экспертов, привело к снижению «самообеспеченности» на 5% (для Китая это обозначало ежегодный дефицит в 20 млн т зерна и 10 млн безработных). «Но Китай, -- сказал г-н Хромов, -- рассчитывал стать крупнейшим экспортером риса, и это уже дает рост сельскохозяйственного экспорта на 12 млрд долларов. Таким образом, баланс получается положительным».
Единодушие участников вчерашнего «круглого стола», похоже, удивило даже их самих. «Сельское хозяйство -- самый политизированный вопрос при вступлении в ВТО, -- говорит Александр Пахомов, глава отдела переговоров по доступу на рынок товаров Минэкономразвития. -- Я удивлен, что этот вопрос вызвал почти положительную реакцию».
Анфиса ВОРОНИНА