|
|
N°221, 30 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шеварднадзе и «две России»
Позиция президента Грузии будет «жесткой и аргументированной»
После официальных обвинений России в нарушении воздушного пространства и нанесении ракетно-бомбовых ударов состояние грузинского политического истэблишмента в преддверии саммита СНГ и особенно переговоров Эдуарда Шеварднадзе и Владимира Путина можно описать как «томительное ожидание». Источники газеты «Время новостей» в МИД Грузии сказали вчера, что им нечего добавить к уже сказанному по поводу «попыток неприкрытой агрессии» и «варварских актов» и теперь остается рассчитывать на соответствующую реакцию международного сообщества и самой России.
Поддержкой международного сообщества в лице его гегемона -- США грузинский президент успел заручиться перед вылетом в Москву. Официальный представитель госдепа Ричард Баучер высказал «серьезную озабоченность» фактами вторжения в воздушное пространство Грузии авиации, «прилетевшей с российской территории». По его словам, подобные вторжения подрывают стабильность в регионе. «США поднимали и будут поднимать эти вопросы на встречах с российской стороной», -- сказал американский дипломат. Видимо, в том же русле последуют и заявления Совета Евроатлантического сотрудничества, комитета министров иностранных дел Совета Европы и других структур, где Грузия в четверг и пятницу официально заявит о бомбардировках. Нота МИДа передана и послу РФ в Грузии Владимиру Гудеву.
Ричард Баучер подчеркнул, что Вашингтон получил документальные подтверждения атаки грузинской территории. По словам пресс-секретаря президента Грузии Кахи Имнадзе, позиция Эдуарда Шеварднадзе будет «весьма жесткой и аргументированной», так как на руках у него есть много фактических материалов, в том числе данные радаров. «Можно сказать, что военные самолеты нарушили воздушное пространство Грузии со стороны России, следовательно, они принадлежат России, -- сказал Каха Имнадзе. -- Не могут же это быть самолеты талибов».
В целом, по словам Имнадзе, лучший выход из создавшейся ситуации -- подготовка и подписание нового «рамочного» договора вместо заключенного в 1994 году, но не прошедшего ратификацию в Госдуме. Как считают в Тбилиси, это позволило бы снять подозрения в том, что, как и при Борисе Ельцине, существуют «две России».
Теория «двух Россий» не нова для Грузии, она традиционно позволяла списывать недружественные жесты Москвы на происки российских генералов, ненавидящих Шеварднадзе. Сейчас ее реанимировали, так как и при «жесткой и аргументированной» позиции очевидно, что все мосты сжигать нельзя. На вопрос корреспондента газеты «Время новостей», когда же был более искренен Путин -- вводя против Грузии визовой режим или лично поздравляя с 75-летием Котэ Махарадзе, -- Шеварднадзе сказал, что в первом случае российскому президенту, видимо, оказали медвежью услугу советники, во втором нет причин сомневаться в его человечности. Президент Грузии дал российскому коллеге еще один шанс, сказав, что Путин мог и не знать о бомбардировках. Интересно, использует ли эту возможность, чтобы пожурить зарвавшихся генералов и в очередной раз признать целостность, суверенитет и неприкасаемость Грузии (тем более после заявлений США), президент России?
То, что встреча двух президентов может стать ключевой не только по чеченской, но и по абхазской проблеме, подтвердил вашему корреспонденту специальный представитель Генсека ООН по грузино-абхазскому урегулированию Дитер Боден. Он полагает, что она может «устранить недоразумения» в двусторонних отношениях, что позитивно отразится на абхазской проблеме.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси