Время новостей
     N°220, 29 ноября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.11.2001
«Резня в Сабре и Шатиле -- это не вина Шарона»
Вчера бельгийский суд начал рассмотрение иска против израильского премьера Ариэля Шарона, которого обвиняют в преступлениях против человечности, якобы совершенных по его приказу в 1982 году в ливанских лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила. Следующее заседание назначено на конец января, к этому времени юристы должны определить, вправе ли суд Бельгии рассматривать это дело. Палестинские истцы и их адвокаты ссылаются на закон 1993 года, позволяющий бельгийским судам рассматривать любые дела по преступлениям против человечности. Представители ответчика называют разбирательство вмешательством во внутренние дела Израиля. Газета «Время новостей» нашла человека, готового доказать на суде, что Шарон не причастен к резне в Сабре и Шатиле. Это Этьен САКЕР, лидер ливанской партии «Стражи кедра», ныне политэмигрант.

-- Почему, когда речь заходит о трагедиях в Ливане, все говорят только о Сабре и Шатиле? Когда журналисты спрашивают о войне в Ливане, только и слышишь: Сабра да Шатила, Шатила да Сабра! Разве вы не знаете, что палестинцы, которые пришли в Ливан как беженцы и быстро вооружились, убивали ливанцев целыми семьями в ливанских же городах и селах? Или вам жаль палестинцев, но не жаль ливанцев?

В 70-е и 80-е годы я был не только лидером партии «Стражи кедра», но и во время так называемой гражданской войны (на самом деле я считаю, что это была война не между ливанцами, а между ливанцами и чужестранцами, теми же палестинцами) возглавлял одно из вооруженных формирований. Нет, в Сабру и Шатилу 16 сентября 1982 года мои люди не входили. Туда вошли ливанские отряды фалангистов, которые были просто в бешенстве: ведь двумя днями раньше убили их лидера и любимца Башира Жмайеля. Ему было всего 33. Он только что был избран президентом Ливана, но даже не успел вступить в должность. Убийцу, подложившего взрывчатку, быстро вычислили: некто Шартуни, член Сирийской национальной партии. Убийство Жмайеля было совместной операцией палестинских и сирийских спецслужб. Убили его за то, что он считал: мир с Израилем -- благо для Ливана. Тогдашний министр обороны Израиля Ариэль Шарон -- искренний патриот своей родины -- тоже хотел мира на границах с Ливаном.

Башира убили 14 сентября 1982 года. А через два дня ливанские отряды вошли в палестинские лагеря Сабра и Шатила. Израильтяне, чьи войска находились тогда в Ливане, не успели опомниться как началась эта ужасная месть. И уж тем более никто из израильтян не давал приказа о вхождении в эти населенные пункты. Я готов официально подтвердить: Сабра и Шатила -- реакция ливанцев на убийство Башира Жмайеля. Израильтяне никак не связаны с этим.

Я не оправдываю то, что произошло в Сабре и Шатиле. (Число жертв колеблется, по разным данным, от 460 до 800 человек. -- Ред.). Но я за справедливость. Если уж ворошить прошлое, то давайте вспомним, что делали в Ливане, начиная с середины 70-х, Арафат и его люди. Что делали арафатовское элитное подразделение «Отряды-17» и палестинская организация «Саика» («Молния»)? Это они разрабатывали и выполняли приказ, который позволял проведение против ливанцев, в том числе и мирного населения, быстрых и жестких операций. Цель: посеять страх среди мирных жителей и покончить с сопротивлением ливанцев усилению палестинского влияния. Ужасные последствия этого я видел своими глазами.

В 1976 году палестинцы по приказу Арафата зашли в ливанский христианский город Дамур южнее Бейрута, разрушили его и убили 170 человек. Убийства были и на севере: в Шикке возле Тараблуса, Аишии, где 40 человек убили прямо в церкви. В 1976 году я был в Шикке сразу после резни, учиненной палестинцами, сам хоронил погибших. До сих пор помню маленького мальчика, его застрелили в саду своего дома, мать с тремя остальными детьми -- на кухне. Там убили около 50 человек, и не было ни одного журналиста! Вам что, не жаль этих людей? В Аккре на севере Ливана они зарезали трех христианских монахов, одному было под сто лет. Этого хватит? Или еще?

А почему никто не расследует, кто убил ливанского лидера Камаля Джумблата в 1977 году? Его убили сирийцы, все это знают, но молчат. Они убирали всех неугодных. Мусульманского муфтия Хасана Халеда, президента Рене Муаввада в 1989 году, а с ним и еще более 30 человек из президентского кортежа. Никто про это и не вспоминает. Почему? Или ваше возмездие зависит от ваших симпатий? Почему мир смотрит только одним глазом, почему он не видит то, что творили у нас палестинцы, которые из беженцев хотели превратиться в хозяев нашей страны, и сирийцы, чьи войска были введены в Ливан в 1976 году? У ливанцев более четверти века, пока шла война, каждый день была своя Сабра и Шатила. И весь мир молчит. Так почему же, ответьте?

«ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»