|
|
N°18, 02 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Себе дешевле
Россия может принять участие в достройке объектов на территории Чернобыльской АЭС
Разобраться в причинах затянувшегося строительства объектов для полной надежной консервации ядерных отходов на Чернобыльской АЭС в Киев прилетел глава «Ростехнадзора» Константин Пуликовский. Россия не является заказчиком и инвестором этих украинских проектов. Но почти все работы вокруг ЧАЭС так или иначе контролируются российскими учеными. А возможные коллизии могут сказаться на экологии приграничных территорий РФ.
Чернобыльская АЭС в ближайшее время может столкнуться с проблемой, о которой долго предпочитали не говорить вслух. Основное хранилище для отработанного ядерного топлива практически заполнено. Новое ХОЯТ-2 (хранилище отработанного ядерного топлива) на ЧАЭС международный консорциум не может построить уже девять лет, и на окончание работ требуется еще 200 млн долларов.
«Когда произошла трагедия в 1986 году, все строительные работы были завершены за шесть месяцев, что лишний раз говорит о том потенциале, научном и строительном, который был в СССР, сегодня же ситуация в корне изменилась», -- подчеркнул источник «Времени новостей» в комитете ядерного регулирования Украины. Объект «Укрытие», а по сути, второй саркофаг над взорвавшимся четвертым энергоблоком, также возводится крайне медленно. Кроме того, местные власти намерены в зоне отчуждения от ЧАЭС (30 км) разместить объекты для хранения топлива с действующих украинских атомных станций.
«Россия и Украина связаны друг с другом исторически, на атомных станциях у нас работают реакторы одинаковых моделей (РБМК и ВВР), наши специалисты обучались в одних и тех же вузах, а потому нам проще разобраться с ситуацией, которая складывается сегодня вокруг Чернобыльской АЭС», -- заявил Константин Пуликовский. Ознакомительная экскурсия для российской делегации началась с Припяти. Заброшенные дома, пустые улицы, одиноко бегающие волки. «Нас это не особенно впечатлило, заброшенные российские военные городки выглядят гораздо жестче», -- подчеркнул один из членов российской делегации. Припять и впрямь подтверждает свой статус вымершего города. Но только на первый взгляд. Жить там, где официально «запрещено», решаются не все. В город если кто и приходит, то только самые отчаянные. Инфраструктура разрушена, и люди стали возвращаться в села 30-километровой зоны отчуждения вокруг города. Возвращаются, естественно, незаконно.
На самой Чернобыльской АЭС все выглядит спокойно. В настоящее время отработанное ядерное топливо (ОЯТ) на ЧАЭС хранится в реакторах энергоблоков №1 и №3, в бассейнах выдержки реакторного отделения, а также в хранилище отработанного топлива (ХОЯТ-1).
В соответствии с международными соглашениями и обязательствами, которые были взяты Украиной, Чернобыльскую АЭС полностью остановили в 2000 году. Существующий ХОЯТ-1 не отвечает в полной мере современным требованиям безопасности, поэтому в соответствии с соглашением между Европейским банком реконструкции и развития, правительством Украины и Чернобыльской АЭС было принято решение о сооружении нового хранилища для отработанного ядерного топлива (ХОЯТ-2). Соглашение было ратифицировано законом Украины еще 18 марта 1997года. Проект финансируется из фонда ядерной безопасности, который был создан странами-донорами. Непосредственное финансирование осуществляет ЕБРР.
В 1997 году в соответствии с правилами и процедурами ЕБРР была создана группа управления проектом (ГУП), которая вошла в состав ЧАЭС. В состав ГУП входят представители ЧАЭС, консорциума Westinghouse, NNC и института «Киевэнергопроект». В июне 1999 года в тендере победил консорциум Framatome, в состав которого вошли французские фирмы Framatome, Campenon Bernard SGE, Bouygues. Но закончить работы к расчетному сроку-- концу 2002 года -- не удалось. При сооружении хранилища стало очевидно, что Framatome привлек к проектированию ХОЯТ-2 свои структурные подразделения, которые не имеют достаточного опыта в проектировании подобных установок.
В 2003 году строительные работы были прекращены, началась доработка проекта. В ноябре 2003-го Framatome предоставил ЧАЭС комплект документов. Украина отказалась от новых предложений французов, и теперь не исключено, что воспользуется помощью России, обладающей необходимыми технологиями и возможностями.
«Мы не будем оплачивать эти и многие другие работы, не мы настояли на закрытии станции, но технологически мы поможем», -- заявил в Киеве Константин Пуликовский. Россия и Украина придут к единым требованиям сертификации оборудования для атомных электростанций. «Нам крайне интересен опыт России по вопросам аттестации руководителей атомных предприятий, ведь многие сегодняшние проблемы ЧАЭС связаны именно с непрофессионализмом наших руководителей», -- подчеркнула руководитель государственного комитета ядерного регулирования Украины Елена Миколайчук.
Максим ГЛАДКИЙ, Припять--Киев--Москва