|
|
N°17, 01 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Инструкция для применения
В галерее Гари Татинцяна открыта выставка «Создай свой музей»
Для Гари Татинцяна, открывшего два года назад свою галерею в Москве, выставка работ из собственной коллекции стала способом агитации и пропаганды. Соединив в одном зале фотографии Александра Родченко и Ласло Мохоли-Надь, рисунки Казимира Малевича, икону конца XV века «Чудо Георгия о змие», картины Дэниэла Рихтера, Вика Муница, Питера Хелли, скульптуру братьев Чэпмэн и Тони Мателли, Татинцян попытался дать нечто вроде сеанса психотерапии для неуверенных в себе коллекционеров: в хорошем собрании не может быть плохих сочетаний. Важным дополнением экспозиции стал каталог -- и работ побольше, и куча ценных советов. Высказывания известных коллекционеров, галеристов, дилеров, консультантов работают как успокоительное. Смесь цитат -- о том, что все коллекционеры в начале пути делают ошибки, что следует доверять своему вкусу, что коллекция является инвестицией, и следствием безумного увлечения художником, и способом донести «культурный срез» эпохи до следующих поколений, -- при строгом подходе может показаться слегка противоречивой. Зато все тезисы убедительно подтверждают художественные произведения: смотреть на них -- одно удовольствие. Впечатляет и разница цен, по которым покупал их владелец. Да и художников Татинцян умеет любить так, чтобы и их поддержать, и себя не обидеть -- большая часть выставки состоит из работ тех творцов, которых он представлял в качестве галериста: Тони Мателли с продолжением скульптурной серии «Затраханных» -- на этот раз в главной роли не обезьянка, а человек (но ему тоже сильно досталось), роскошная абстракция Питера Хелли, рисунки Казимира Малевича. Некоторые любимые имена остались за пределами экспозиции, зато их произведения украсили каталог -- там есть и то, что можно было увидеть в других галереях, например, скульптуры Джонатана Меезе.
Разумеется, галерист показывает не все свое собрание -- собранные им за два десятилетия сотни работ разбросаны по странам и континентам, квартирам и банковским хранилищам; а Татинцян любит выставки делать просторные, чтобы каждая вещь видна была. Опытный коллекционер, набиравшийся опыта галериста в центре художественной жизни -- в Нью-Йорке, он сегодня предлагает едва ли не самую интересную выставочную программу в Москве: разной степени известности зарубежные художники у него всегда представлены лучшими работами. В репертуаре восходящие звезды, знаменитости в зените славы, раскрученные дизайнеры -- позитивный, постоянно улыбающийся Татинцян любит ярких, бойких, веселых художников. Увы, пафос его послания уловить непросто -- о том, кто, что и как собирает, чаще приходится только догадываться. Но ситуация потихоньку меняется.
Модная в перестроечные годы, когда публика впервые получила возможность познакомиться с работами из известных частных коллекций Москвы, галерея Гари Татинцяна сейчас обрела второе дыхание. В ближайшее время нас ожидает знакомство с самыми важными собраниями современного искусства: через пару недель откроет залы фонд «Екатерина» на Лубянке, еще через месяц -- первый частный музей современного искусства Игоря Маркина. Тогда можно будет более предметно рассуждать о том, насколько индивидуально каждое собрание, как оно выражает вкус владельца и влияет на развитие искусств. Пока известно, что прежде славные больше патриотическими убеждениями, чем тонким вкусом, новорусские коллекционеры начинают обращать внимание и на те сокровища, что ценит остальное человечество. Неизвестно, с какой степенью достоверности, но именно нашим соотечественникам приписывают сейчас едва ли не все громкие покупки на зарубежных аукционах. Начинают собирать и работы менее раскрученных художников -- в том, что покупать произведения искусства лучше загодя, пока они не стоят миллионы, и что уживаются шедевры между собой гораздо лучше, чем их не слишком преуспевшие собратья, убеждает не только пример Татинцяна.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ