|
|
N°17, 01 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
За компанию
Москвичам дали еще год на выбор управдома
У чиновников столичной мэрии появится дополнительное время на реформирование ДЕЗов и подготовку к конкурсу коммунальщиков, претендующих на право управлять многоквартирными домами. Отсрочку получили и москвичи, многие из которых так до конца и не поняли, кого предлагают им в качестве управдомов власти. Вчера Мосгордума одобрила в первом чтении законопроект «Об установлении сроков проведения открытых конкурсов по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в городе Москве». По словам руководителя инициировавшей законопроект фракции «Яблоко -- Объединенные демократы» Сергея Митрохина, депутаты решили «воспользоваться максимумом временных рамок», предоставленных им федеральными коллегами.
Напомним, что Госдума России осенью 2006 года внесла поправки в закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», отодвинув уже в третий раз крайний срок выбора жильцами менеджера-коммунальщика. Субъектам федерации было также дано право самостоятельно устанавливать сроки проведения конкурсов. Согласно законопроекту московских депутатов столичные чиновники должны проводить конкурсы с 1 января по май 2008 года, а в течение 2007-го москвичи еще смогут выбирать себе управдомов самостоятельно.
«Еще целый год горожане могут определяться, хотят ли они остаться с нынешним ДЕЗом или заменить его на более эффективную компанию, -- пояснил г-н Митрохин. -- Но главное, у них появится возможность составить нормальный договор, который зафиксирует в первую очередь права потребителя и обязанности коммунальных служб». По его мнению, у тех, кто второпях принимал решение о найме управляющей компании, пытаясь уложиться в отведенные законом сроки, то есть до января 2007 года, не было возможности трезво оценить подписываемый договор. «К сожалению, такие факты имели массовый характер, когда приходили действующие коммунальные службы и навязывали жильцам договор управления, а люди даже не читали, что там написано, -- утверждает депутат. -- Теперь у Москвы есть возможность исправить эти ошибки».
За отсроченный год, по оптимистичным расчетам депутатов, самостоятельный выбор управляющей компании должны сделать 90% жителей московских квартир, а на конкурс будет выставлено не более 10% домов. Правда, результат будет серьезно зависеть от того, как будут вести разъяснительную работу органы исполнительной власти. Несмотря на довольно оптимистичные прогнозы чиновников в конце 2005-го, прошлый год, который тоже был «отсрочкой», с точки зрения результата был провальным. По данным г-на Митрохина, в 2006-м только жители 500 домов выбрали частного управляющего.
Явно раздосадованные тем, что проект исходит от оппозиции, московские единороссы поспешили напомнить, что борьба за предоставление отсрочки горожанам в нижней палате федерального парламента велась не без их участия. По словам председателя комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы Степана Орлова, осенью прошлого года именно столичные единороссы были инициаторами обращения в Госдуму с просьбой продлить жителям многоквартирных домов срок самостоятельного принятия выбора управляющей организации до 2009 или 2010 года. И «хоть не в полном объеме», но доводы московских депутатов были услышаны. Удовлетворив таким образом тщеславие, единороссы инициативу «Яблока» поддержали, согласившись с тезисом, что и большинство избирателей толком не представляют, как и из кого выбирать управляющую компанию, и сами чиновники не готовы к проведению конкурсов. «Правильно, думаю, что и органы исполнительной власти не хотят быстрее забрать функцию принятия решения на себя, хоть так, может быть, было бы проще, -- сказал «Времени новостей» г-н Орлов. -- Дополнительный год москвичам необходим, чтобы понять, как выстраивать свои взаимоотношения с управкомпаниями, а мы его потратим на просветительскую кампанию по разъяснению тонкостей новой системы управления домами и выпуск необходимых для конкурса нормативных документов».
В частности, сетуя на то, что федеральные органы власти не пошли на введение лицензирования или сертификации коммунальных служб, столичные депутаты надеются хотя бы на добровольной основе аккредитовать московских игроков рынка коммунальных услуг при столичном правительстве. По словам Степана Орлова, правительство Москвы в ближайшее время должно принять такое решение. К тем организациям, которые захотят заручиться перед московскими потребителями поддержкой мэрии, будут предъявляться «дополнительные требования по времени работы на рынке, наличию необходимой техники и специалистов, размеру уставного капитала».
Кроме того, депутат утверждает, что в последние дни прошлого года Мосгордума направила федеральным коллегам предложение о введении «обязательного механизма финансовых гарантий для управляющих компаний, чтобы даже в случае банкротства или мошенничества с ее стороны москвичи не потеряли деньги, внесенные в качестве оплаты коммунальных услуг». Для допуска на рынок, считают столичные единороссы, менеджер должен иметь финансовые гарантии от банка, достаточный размер которых будет определяться региональными властями в зависимости от размера площади обслуживания компании, стоимости ее коммунальных услуг и других параметров.
Юлия ХОМЧЕНКО