Время новостей
     N°220, 29 ноября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.11.2001
Теперь есть что терять
Оживление срочного рынка породило новые дрязги между ведомствами
Срочный рынок, похороненный кризисом 1998 года, возрождается. Совместный проект Российской торговой системы (РТС) и фондовой биржи «Санкт-Петербург» -- FORTS (основная в России площадка по торговле срочными инструментами) -- набирает обороты. В результате партнеры даже решили запустить новые инструменты.

Оживление на срочном рынке привлекло внимание регуляторов. Министерство по антимонопольной политике (МАП) снова подняло вопрос о разделе полномочий. Оно предписало Федеральной комиссии по ценным бумагам устранить несоответствия, содержащиеся в постановлении ФКЦБ о регулировании срочного рынка. Наблюдатели не удивились новым стычкам министерств. «Теперь у них есть что терять», -- сказал нам один из них.

За два месяца с момента запуска FORTS объем заключенных контрактов вырос в четыре раза, а число игроков увеличилось вдвое. В начале недели был зафиксирован рекордный объем торгов -- более 280 млн руб. (свыше 9 млн долл.). Биржи-партнеры рассчитывают до конца года довести этот показатель до 13--14 млн долл. Кроме того, как сообщил вчера президент РТС Иван Тырышкин, с 3 декабря на бирже начнется торговля фьючерсными контрактами на инвестиционные индексы RUIX и RUIX-OIL.

Такое оживление не могло не привлечь внимание ведомств, считающих себя регуляторами. Прямого закона о срочном рынке в российском законодательстве нет, и главный контролер этого сектора просто не определен. Заключать же форвардные, фьючерсные и опционные контракты можно на что угодно. При этом обращение разных активов контролируют разные ведомства: товаров -- МАП, ценных бумаг -- ФКЦБ, валюты -- Центробанк.

Стычки между регуляторами случались и раньше, но тогда рынок был скорее мертв, чем жив. То ли дело теперь. Вслед за ФКЦБ, выпустившей постановление о регулировании срочного рынка, МАП тоже решило не пускать оживившиеся финансовые потоки на самотек и разработало кодекс развития срочного рынка. Этот документ, по словам замруководителя департамента конкуренции на финансовых рынках МАП Юлии Бондаревой, уже согласован с Минэкономразвития, и сейчас идет подготовка к согласованию с правительством. «Министерство в отличие от ФКЦБ выступает против дележа рынка», -- сказала она.

Особое недовольство МАП вызвало постановление ФКЦБ, которое вступает в силу с нового года. В комиссии считают, что каждое ведомство должно контролировать свой кусок: инструкция ФКЦБ определяет правила срочных сделок на фондовом рынке. МАП такой тезис не одобряет. «Этот документ нарушает антимонопольное законодательство, -- считает г-жа Бондарева. -- Оно исключает, например, деятельность таких профучастников, как биржевые посредники, а также значительно осложняет работу клиринговых организаций». Кроме того, по ее словам, из-за постановления ФКЦБ необходимо вносить изменения в ряд федеральных законов (в том числе профильный закон МАП -- «О товарных биржах и биржевой торговле»). Бондарева полагает, что полезнее было бы разработать единый закон, который определит общие понятия для рынка и распределит полномочия регулирующих органов. «Тогда была бы ликвидирована неразбериха между регуляторами», -- считает она. По словам Бондаревой, МАП направило комиссии предписание об устранении несоответствий до 3 декабря.

О недовольстве МАП в комиссии уже известно, но официальный ответ нам пообещали дать 3 декабря. Впрочем, по словам источника газеты «Время новостей» в ФКЦБ, позиция комиссии не изменилась, и там по-прежнему считают, что определять сферу регулирования следует исходя из базового актива.

Елена МЯЗИНА