|
|
N°17, 01 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пышка чести не отдаст
В России готовится новая военная доктрина
Военная реформа продолжается и будет длиться бессрочно -- об этом на недавней конференции Академии военных наук заявил начальник Генерального штаба Юрий Балуевский. Хотя еще три года назад тогда просто министр обороны, а не вице-премьер Сергей Иванов констатировал: изрядно поднадоевшая всем реформа завершена, и теперь будет идти лишь модернизация вооруженных сил. Но понятие реформы реанимировано не случайно -- руководящий состав силовых ведомств, военные ученые собрались, чтобы обсудить новую военную доктрину.
Первый документ такого рода датирован 1993 годом, на стыке столетий он был подкорректирован, и в настоящее время действует военная доктрина РФ, принятая в 2002 году. Однако еще в 2005 году президент -- верховный главнокомандующий распорядился разработать очередную редакцию доктрины. Необходимость ее разработки, поясняет Генеральный штаб, вызвана тем, что претерпели большие изменения система государственного управления, уровень социально-экономического развития страны, ее демографический потенциал. Изменилась система международных отношений, которым стали свойственны «динамизм и нестабильность». «В целом военно-политическая обстановка складывается не в пользу России», -- утверждает генерал Балуевский. Даже сотрудничество с Западом, по его словам, не привело к снижению военной опасности. Есть угрозы «от развитых и развивающихся государств».
Опасность, по мнению российских военных, исходит, в частности, от США, взявших курс на мировое лидерство и стремящихся утвердиться «в районах традиционного присутствия России». Представляют угрозу также расширение блока НАТО на восток, локальные конфликты близ наших границ, терроризм. Территориальные претензии к России есть сегодня почти по всему периметру наших границ, ядерное оружие практически всех владеющих им государств предназначено в конечном счете против России, считают российские военные ученые, а на подступах к стране наличествуют мощные группировки, резко нарушающие военный баланс сил. Поэтому России следует исповедовать «непреложную аксиому -- войны и военные конфликты будут следовать непрерывно, ибо они порождены непрекращающимся соперничеством государств». Особенно если учесть, что помимо военных мер используются политические, экономические, дипломатические, информационные. Это хорошо видно на примере «цветных революций». Еще одна особенность ситуации в мире -- невозможно отделить друг от друга невоенные и военные угрозы. И поэтому документ, возможно, будет назван «оборонная доктрина». В нее тогда сольют два документа -- концепцию национальной безопасности и военную доктрину.
Вообще при обсуждении военной доктрины обозначились по крайней мере два подхода к ее содержанию. Суть первого -- необходимо ориентироваться только на военные угрозы и определять способы противодействия им военными же средствами. Эта позиция изложена в нынешней редакции документа. Второй подход предполагает учитывать коренные военно-политические изменения в мире и наличие более широкого круга угроз, причем не только военных. Какой подход победит, говорить пока сложно.
Кроме России и некоторых стран СНГ, ни у кого из государств документа с названием «военная доктрина» не существует. У США есть стратегия национальной безопасности, у НАТО -- стратегическая концепция, у Китая -- оборонная доктрина. Военная доктрина, трактует президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев, это по существу декларация о политике государства в области обороны, объявляемая своему народу и всему миру. В новой редакции документа предлагается дать такое определение военной доктрины: "система официально принятых в государстве концептуальных взглядов и положений на противодействие угрозам и обеспечение оборонной безопасности, предотвращение войн и вооруженных конфликтов, военное строительство, подготовку страны, вооруженных сил и войск к защите Отечества, способы подготовки и ведения вооруженной борьбы и других форм борьбы в целях обороны страны".
Еще одна причина появления нового основополагающего документа -- нежизненными оказались некоторые положения ныне действующей военной доктрины. Например, следует более четко определиться с понятиями «оборонная безопасность» и «военная безопасность». В действующей военной доктрине все сводится только к военной безопасности, хотя в законе «О безопасности» значатся государственная, экономическая, общественная, оборонная, информационная, экологическая и еще несколько разновидностей безопасности. В действующем варианте доктрины, считает генерал Гареев, слишком много отвлеченных теоретических положений. Например, перечислены принципы, цели, задачи подготовки и применения вооруженных сил, которые изложены в словарях, учебниках и энциклопедиях.
В действующей военной доктрине обозначена такая угроза, как расширение военных блоков в сторону России. Однако продолжающееся расширение НАТО как угроза уже не воспринимается. «В последние годы даже в официальных документах все угрозы для России сводятся в основном к наркотикам и терроризму, а ядерной угрозы или опасности прямой агрессии как будто больше не существует», -- говорится в докладе на конференции. Установка на то, что «пока есть ядерное оружие, безопасность России гарантирована», не в полной мере соответствует новым реалиям. У Советского Союза было ядерное оружие, а государства СССР нет.
Большим изъяном и концепции национальной безопасности, и действующей военной доктрины является то, что по существу все задачи по обеспечению безопасности возложены на федеральные органы. Принижена роль губернаторов и других местных органов власти, самих граждан. Даже в программных документах главной прокремлевской политической партии «Единая Россия» ничего не сказано об обороне страны, защите Отечества и военной службе. Но общество вправе ожидать от каждого человека элементарной гражданственности, как говорит генерал Гареев, «хотя бы на уровне мопассановской Пышки, которая, пусть и была женщиной легкого поведения, но не хотела иметь дело с пруссаками, которые оккупировали ее страну».
На конференции прозвучали предложения уточнить некоторые положения наших общевоинских уставов. Причем самые что ни на есть ходовые, с которыми армия свыклась, как с погонами на плечах и автоматом Калашникова. Это такие требования, как «отдание чести», «заступление на пост строевым шагом», чрезмерное ограничение личного времени военнослужащих, обязательная форма ответов «Так точно», «Никак нет», «Здравия желаю» вместо «Здравствуйте» и другие. Взятые из царских уставов, они еще в советское время вызывали нарекания. Вообще военная служба и без того сурова, считают некоторые ученые-генералы, и ее нежелательно без особой надобности отягощать.
Главной причиной военных конфликтов в ближайшие 10--15 лет признаны экологический и энергетический факторы. А первоочередной задачей вооруженных сил становится готовность к выполнению боевых задач в локальных вооруженных конфликтах, антитеррористических операциях. Однако не снята и мобилизационная готовность к выполнению задач в региональных крупномасштабных войнах. Исходя из прогнозируемого характера будущих войн, акцент будет сделан на создание единой системы воздушно-космической обороны страны. В ее рамках предполагается объединить все силы и средства ВВС, ПВО, противоракетной и противокосмической обороны.
Расхождения у военных ученых и руководства Генштаба обнаружились лишь однажды -- по поводу планируемой замены военных округов на региональные командования. В США их формирование идет путем создания постоянных межвидовых оперативных объединений. Однако если американцам военные задачи предстоит решать на отдаленных театрах военных действий, то россиянам придется действовать в основном на своей территории. Американская система стратегического управления не во всем нам подходит, считают в Академии военных наук, и стратегические командования нецелесообразно превращать в промежуточные звенья между верховным главнокомандующим и военными округами, которые с началом военных действий превратятся во фронты.
Поскольку значение невоенных средств противоборства государств значительно возросло, военная доктрина определит задачи и функции различных государственных органов по предотвращению угроз во всех областях деятельности. Головным органом здесь может быть определен аппарат Совета безопасности. Все это, безусловно, требует средств. По мнению президента Академии военных наук генерала Гареева, следует законодательно увеличить на ближайшие 10--12 лет ассигнования на оборонные нужды с 2,5 до 3,5% от ВВП (эта норма была уже зафиксирована в одном из предыдущих вариантов принятой военной доктрины). Без такого роста ассигнований невозможно перейти к новому поколению вооружений, расширить мобилизационный резерв. В довершение предлагается повысить статус министра обороны до заместителя верховного главнокомандующего, возложив на него координацию деятельности всех государственных органов и силовых ведомств в интересах обороны.
По Конституции РФ военная доктрина утверждается президентом страны, и он не может эти полномочия передавать Федеральному Собранию, чтобы превратить доктрину в законодательный документ. Поэтому принятие какого-либо закона о военной доктрине не требуется. Несколько смущает, что военную доктрину начали пересматривать раньше, чем концепцию национальной безопасности. Хотя по большому счету не так это и важно -- в советское время военной доктрины не было, но была гораздо более мощная армия.
Основы военной (оборонной) доктрины призваны отвечать на основные вопросы:
1. Характер современных угроз для безопасности России и вытекающие из них оборонные задачи.
2. Какая нужна военная организация для РФ (Вооруженные силы и другие войска) для нейтрализации потенциальных угроз и выполнения оборонных задач?
3. Возможные способы применения Вооруженных сил и других войск. Виды войн и вооруженных конфликтов на современном этапе и в перспективе до 2015 года, которые могут быть навязаны России. И с учетом этого какой должна быть направленность воинского обучения и воспитания личного состава.
4. Как подготовить к обороне страну в целом, прежде всего в экономическом, военно-промышленном и морально-политическом отношении?
Николай ПОРОСКОВ