|
|
N°16, 31 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Минфин предупреждает
Национальные проекты помешали снижению налогов
Государство, обремененное новыми бюджетными обязательствами в виде масштабных нацпроектов, признало, что теперь ограничено в возможностях снижать налоговую нагрузку. Как пояснил вчера источник в Министерстве финансов, высокий уровень социальной обеспеченности, в том числе в рамках реализации национальных проектов, требует сопоставимого уровня налоговых доходов. Поэтому в подготовленном Минфином тексте «Основных направлений налоговой политики на 2008--2010 гг.» нет упоминания о снижении ставок налога на добавленную стоимость и единого социального налога не то чтобы в ближайшей, но даже в среднесрочной перспективе. Изменения наступят для транснациональных компаний и «личных» налогов граждан.
Масштабная налоговая реформа завершена, отныне не планируется ни снижения налогов без достаточных на то оснований, ни радикальных изменений в порядке взимания основных налогов, подчеркнул источник в Минфине. О реформе ЕСН можно впредь говорить только как об очень далеких планах, которые могут быть реализованы лишь после проведения реформы пенсионной системы, медицинского и социального страхования, пояснил он. В налоговом администрировании, на совершенствовании которого правительство делало акцент прошедшие полтора года, также радикальных изменений больше не предвидится. Все перекосы и проблемы, возникающие во взаимоотношениях налоговиков и налогоплательщиков, по мнению чиновников Минфина, характерны для всех государственных контролирующих органов, для МВД, судебной системы и таможни. Поэтому и проблема будет решаться комплексно, а не только применительно к налоговикам.
Трансфертное ценообразование (на разработке законопроектов по борьбе с этим явлением, позволяющим легально уменьшать налогооблагаемую базу, Минфин был сосредоточен весь прошлый год) впервые признано «не плохим и не хорошим явлением». Директивно отменить трансфертное ценообразование в сделках между взаимозависимыми лицами не получится, признали в Минфине. Для контроля за адекватной уплатой налогов при таких сделках Минфин предлагает ввести новые инструменты, оговариваясь, впрочем, что применяться они будут лишь при крупнейших сделках, а не тотально. Всем остальным будет предложено по доброй воле определять самостоятельно «формулу цены».
Для борьбы с офшорами Минфин предлагает облагать налогом на прибыль на территории России доход так называемой контролируемой иностранной компании, то есть иностранной «дочки» российского предприятия. А для этого наконец-то ввести в налоговое законодательство понятие «резидентство юридического лица», которого, как ни странно, в российском праве еще нет.
Актуальную в последние два года проблему «внутренних офшоров» -- то есть перерегистрацию компаний в других регионах с перемещением центра прибыли, что создает большую проблему в межбюджетных отношениях, -- Минфин предлагает решать не с помощью контроля над трансфертными сделками, а путем введения понятия консолидированной отчетности.
Проблему НДС источник в Минфине вовсе назвал «несколько раздутой». По его словам, рост вычетов по этому налогу объясняется не увеличением налоговых преступлений, а введением в последние годы более либеральных правил возмещения НДС. О снижении темпов собираемости НДС, по его словам, говорить вообще не приходится, учитывая, что 2006 году в бюджет собрана значительно большая сумма по этому налогу, если сравнивать ее с поступлениями за 2005 год, очищенными от налогов из «дела ЮКОСа». Идея снижения ставки НДС при подготовке концепции «Основных направлений...», по словам чиновника Минфина, «не затрагивалась и не обсуждалась на уровне приведения серьезных аргументов, равно как и прочие интересные идеи о замене его на что-либо еще». То есть лоббируемую некоторыми представителями администрации президента идею замены НДС налогом с продаж Минфин в среднесрочной перспективе не рассматривает.
Налоги, непосредственно касающиеся граждан, в ближайшие два года немного трансформируются. Налог на недвижимость, по заверениям Минфина, имеет шанс появиться к 2009 году. Вопрос кроме всего прочего вызывает сегодня определение полномочий местных властей по варьированию ставки этого налога.
Индексировать налоги, установленные в абсолютных величинах, в том числе акцизы, вычеты или разнообразные отсекающие пороги для применения специального режима налогообложения, планируется впредь не путем принятия ежегодных законов, делающих повышение тех же самых акцизов (и, следовательно, розничных цен) совершенно непредсказуемым, а с помощью условного показателя -- «индексируемой налоговой единицы».
Изменения ждут и подоходный налог в рамках предоставления вычетов. Вычеты на лечение и обучение планируется слить в общий вычет, значительно повысив его размер. В рамках этого решения в будущем россиянам скорее всего придется выбирать, каким вычетом пользоваться -- на лечение или обучение. Одновременно использовать оба будет нельзя. Несколько усовершенствуются имущественные вычеты: людям, приватизировавшим квартиру, если это их единственное жилье, не придется ждать три года, чтобы продать ее в безналоговом режиме.
Ирина СКЛЯРОВА