|
|
N°220, 29 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прокуроры и таможенники
Между ними проплыли «Три кита»
Новое развитие получил известный конфликт между Государственным таможенным комитетом и Генеральной прокуратурой. Как стало известно корреспондентам газеты «Время новостей», в понедельник и во вторник подчиненные г-на Устинова предъявили официальное обвинение двум высокопоставленным таможенникам - начальнику Таможенной инспекции Александру Волкову и первому заместителю управления таможенных расследований и дознания ГТК Марату Файзулину. Обоим инкриминируется превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий (ст. 286 -3 УК РФ). Поводом же для этих обвинений стали действия ГТК в ходе нашумевшего расследования о контрабанде на сотни миллионов долларов мебели, поставленной торговым домам «Три кита» и «Гранд» и их фактическому владельцу Сергею Зуеву.
Вряд ли можно сомневаться, что новый шаг прокуратуры будет расценен как продолжение уже широко описанных в прессе попыток некоторых влиятельных «силовиков» выбить кресло из-под председателя ГТК Михаила Ванина. Марат Файзулин и Александр Волков на политическом Олимпе фигуры малозначительные, однако через них Генпрокуратура вполне может выдвинуть претензии к более весомым фигурам, входящим в ближайшее окружение г-на Ванина.
Вчера официальные представители Генпрокуратуры от комментариев обстоятельств дела категорически отказались. Однако наши источники в этом ведомстве не исключили, что гг. Файзулиным и Волковым список может не ограничиться. В самом ГТК политическую подоплеку в неприятностях с Генпрокуратурой отвергли. При этом, однако, высокопоставленный представитель таможни заявил, что ГТК будет оспаривать законность предъявления обвинения через суд.
Что касается самих обвиняемых, то как рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Марат Файзулин, следователи Генпрокуратуры посчитали злоупотреблением его совершенно законное требование к г-ну Зуеву заплатить таможенный платеж и штраф за нарушение таможенных правил. Дело касается одной из многочисленных фирм-посредников, через которые проходила контрабандная мебель - ООО «Бастион», которое, по данным ГТК, участвовала в созданной цепочке контрабанды мебели. По оценкам таможни, Сергей Зуев контролирует около 50% импорта мебели в Россию.
Г-н Зуев еще с самого начала скандала вокруг его предприятий настаивал, что к фирмам-импортерам и продавцам он отношения не имеет, а является лишь владельцем торговых площадей в «Трех китах» и «Гранде». Однако, как рассказал г-н Файзулин, после изъятия контрабандной мебели Сергей Зуев сам явился к нему в кабинет и попросил вернуть находящуюся под арестом мебель фирмы «Бастион». Тогда Файзулин (при этом разговоре присутствовал и Александр Волков) предложил ему заплатить за мебель пошлины и штрафы в размере 8 млн долларов. По словам таможенника, разговор был вполне корректный. Таможенники даже предложили г-ну Зуеву перейти на так называемую «белую схему», зарегистрировать фирму-импортер и организовать свой склад временного хранения. Г-н Зуев со всем согласился, выразил желание сотрудничать с таможней, а позже даже заплатил без малого 3 млн долларов, после чего мебель ему вернули. Однако после этого взаимопонимание закончилось. Сергей Зуев стал рассылать жалобы, утверждая, что Файзулин и Волков требовали от него уплатить деньги, угрожая санкциями и штрафами. В чем тут заключается криминал, г-н Файзулин не понимает, т.к. требовать уплаты штрафов, угрожая административными санкциями, входит в его прямые обязанности.
Анна ФЕОФИЛАКТОВА, Александр ШВАРЕВ, Виктор ПАУКОВ