|
|
N°16, 31 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сельский Давос
Российские регионы пытаются освоить науку международного аграрного лоббизма
28 января в Берлине завершилась самая большая сельскохозяйственная выставка Европы -- «Зеленая неделя». Впрочем, мероприятие, которое ежегодно случается в столице Германии уже больше 80 лет, давно переросло рамки семидневки. А теперь еще и выбралось за формат традиционной ярмарки. За те десять дней, что продолжается «Зеленая неделя», здесь решаются важнейшие вопросы европейской аграрной политики. Своеобразный сельскохозяйственный Давос -- это война за рынки, сохранение и успех национального сельского хозяйства.
Больше всех в аграрном лоббизме преуспели прагматичные немцы. Они заполучили в Берлин первых лиц европейского сельского хозяйства, видных аграрных бюрократов Евросоюза и принялись на самом высоком уровне, официально и в кулуарах, готовить почву для таких решений, которые упрочили бы позиции германской продуктовой индустрии и сельского хозяйства на континенте. Немцы видят себя лидерами продовольственного рынка всей Европы, и при этом крайне неохотно открывают свой рынок для импортной продукции, в том числе, а может быть, даже и прежде всего из России.
Конечно, приятно слышать, как канцлер Германии Ангела Меркель на открытии «Зеленой недели» делает реверансы в сторону России, называя ее «стратегическим партнером Евросоюза в рамках бурно развивающегося сотрудничества в сфере биотехнологий и аграрного производства». Однако когда в кулуарах раскрывается сущность этого сотрудничества, за ним в основном видится лишь экспансия на рынок Российской Федерации и максимальная защита собственного рынка от проникновения российских товаров. Германия, что вполне понятно, хочет продавать в Россию свои сельхозмашины, оборудование, семена, продукцию сельского хозяйства. И в рамках «Зеленой недели» делает это довольно успешно. Например, Краснодарский край заключил соглашения о поставках машин и оборудования с компаниями «Байнлих», KRONEN GmbxH Tec-Trad Germany и рядом других на общую сумму в 27 млн евро. Возможно, это и удачные покупки, но считать подобные контракты успехом национальной агроиндустрии явно не приходится.
Потом немцы свозили российскую делегацию на близлежащий завод по производству биоэтанола. Однако когда речь зашла о прямых германских инвестициях в строительство такого предприятия на юге России, то немецкая сторона пока ограничила свои интересы в отношении Российской Федерации поставками оборудования или даже самого биоэтанола.
Большего прогресса по немецким инвестициям в создание российской биотопливной индустрии достиг на переговорах с компанией «Зюйдцукер» губернатор Ростовской области Владимир Чуб. «Зюйдцукер», один из крупнейших в Европе производителей биоэтанола и сахара, по предложению г-на Чуба, детально изучит возможность своего вхождения в качестве соинвестора в донской биоэтанольный завод. Однако когда от этих договоренностей дело дойдет до реальных капиталовложений, пока неизвестно.
На «Зеленой неделе» министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев много говорил о готовности России к сотрудничеству с Евросоюзом в области биоэнергетики. «Мы готовы содействовать Европе поставками биомассы, а в недалеком будущем и биотоплива», -- сказал, в частности, министр, отметив при этом, что сегодня в России остается невостребованными около 20 млн гектаров продуктивной пашни. Этот ресурс, по мнению главы Минсельхоза, «можно было бы использовать для выращивания энергетических сельхозкультур» (рапс, зерно, кукуруза и пр.), которые служат производными для выпуска экологически чистого топлива. «Россия является партнером Евросоюза и страной, преследующей одинаковые с ним цели по охране окружающей среды, в противостоянии глобальным изменениям климата, а также в сфере энергетической безопасности», -- считает глава Минсельхоза. Однако за этими дипломатическими высказываниями на самом деле нет реальных партнерских отношений и общности интересов.
Евросоюз и Германия загодя закрылись от еще не существующего российского биоэтанола пошлинами. Его поставка в Западную Европу сегодня либо нерентабельна, либо низкорентабельна. Германия и некоторые другие западноевропейские страны сейчас смотрят на биоэнергетику как на эффективную альтернативу прямому субсидированию национального аграрного сектора. Производство биотоплива забирает с рынка излишки сельскохозяйственного сырья, обеспечивает высокие цены на продукцию крестьян. Появление на этом рынке России, с ее более привлекательными ценами и потенциально большими объемами поставок, в настоящий момент таким странам, как Германия, объективно невыгодно.
Добиться в этом вопросе уступок от Евросоюза -- значит поднять российское сельское хозяйство на качественно новый уровень успешности и инвестиционной привлекательности. Однако российское Министерство сельского хозяйства по крайней мере нынешнюю «Зеленую неделю» для этого не использовало. Хотя Алексей Гордеев по примеру своих западноевропейских коллег в Берлине немало времени посвятил аграрному лоббизму. В частности, он встретился с еврокомиссаром по вопросам здравоохранения и защиты интересов потребителей Маркосом Киприану. Среди подписанных на встрече документов -- приложение к меморандуму по ветеринарным сертификатам на животноводческую продукцию. Бумага гарантирует, что в Россию не будет поставляться продукция, не разрешенная для реализации на рынке Европейского союза (ЕС). Таким образом Российская Федерация пытается защититься от низкокачественной продукции таких новых членов ЕС, как, например, Румыния и Болгария. Обсуждалась в Берлине и известная конфликтная ситуация вокруг поставок в Россию польского мяса. Все эти темы, безусловно, важны для будущего отечественного агропрома, но им явно недостает глобальности, а российскому сельскохозяйственному лоббизму системности, мощи и комплексного подхода. «Зеленая неделя» всего лишь площадка, где более явно видится мастерство и выучка аграрных лобби.
Украина хвастается сегодня, что ее сало на нынешней «Зеленой неделе» пользовалось беспрецедентным спросом -- за десять дней в украинском павильоне немцы съели более 2 тонн этого малороссийского деликатеса. Но настоящий успех -- это когда твоя продукция хорошо распродается не в рамках большой международной ярмарки, а присутствует на полках западноевропейских магазинов. А вот туда украинскому салу, несмотря на все его несомненные вкусовые достоинства, пока пробиться не удалось.
Посетившие самый большой павильон выставки -- «Русский» -- 600 тыс. немцев были в восторге от экспозиций и продукции российских регионов, которые уже прекрасно научились делать ярмарочное шоу. Особенно выделялся Южный федеральный округ -- полпреду президента Дмитрию Козаку удалось вытащить на этот раз в Берлин 11 северокавказских областей, краев и республик. К отличающимся высоким качеством экспозиций лидерам округа -- Краснодарскому краю и Ростовской области -- добавились Астраханская, Волгоградская, Дагестан. С прилавков русского павильона смели все, при этом скупые на похвалу немцы с большой симпатией отзывались о качестве российской продукции. Но западноевропейский ритейл продолжает обходить ее стороной. Главным образом потому, что Евросоюз закрылся бюрократическими, ветеринарными, таможенными и прочими барьерами от опасных по классическому соотношению «цена--качество» конкурентов. А значит, России сегодня уже важнее преуспевать не только, и не столько в выпуске конкурентоспособного продовольствия, сколько в умении преодолевать барьеры на пути отечественного продовольствия в ЕС. Для этого России и будет нужна следующая «Зеленая неделя».
Лариса НИКИТИНА, Берлин