|
|
N°220, 29 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По страсбургскому счету
Разоренный финансист может потребовать у России компенсацию
Первый иск российского гражданина к правительству собственной страны скорее всего будет рассмотрен по существу Европейским судом по правам человека в марте следующего года. А сейчас финансист Валерий Калашников, фактически обвиняющий родину в своем незаконном аресте и разорении, раздумывает над размером желаемой компенсации. Его адвокаты Каринна Москаленко и Наум Сонькин полагают, что решающая часть процесса уже миновала: судьи в Страсбурге признали жалобу г-на Калашникова достойной рассмотрения.
Валерий Калашников, несколько месяцев назад восстановленный судом в должности президента Северо-Восточного акционерного банка в Магадане, был заключен под стражу в 1995 году по обвинению в мошенничестве, присвоении вверенного ему имущества и подделке банковских реквизитов. Суд по его делу начался только в 1999 году, а в общей сложности г-н Калашников провел за решеткой 5 лет, 1 месяц и 23 дня. Лишь 31 марта прошлого года по последнему эпизоду обвинения в отношении банкира был вынесен оправдательный приговор.
В Страсбург финансист пожаловался на затягивание судебного разбирательства, из-за которого он понес существенные материальные потери. По его словам, на момент его ареста активы банка составляли 26 млн долларов, обязательства -- 20 млн, то есть существовала возможность вернуть все деньги кредиторам. Но на все счета в 1995 году был наложен арест, а в банк назначили конкурсного управляющего, и в результате сегодня он прекратил свое существование. «Возможно, буду настаивать на выплате возмещения со стороны российского правительства в размере 24 млн долларов, это соответствует реальным потерям и позволило бы рассчитаться с клиентами, -- говорит Валерий Калашников. -- Но, может быть, ограничусь символической суммой в несколько рублей, просто для того, чтобы создать прецедент».
По словам Каринны Москаленко, в Европейском суде находится сейчас еще около трех десятков жалоб российских граждан, которые могут быть рассмотрены в ближайшие месяцы. Всего в Страсбург поступило уже более 6000 жалоб из России, но большинство из них составлено с нарушениями или не относится к юрисдикции суда. «Люди пишут жалобы сами, без адвокатов, и делают ошибки, -- утверждает г-жа Москаленко. -- Даже профессиональному юристу нелегко разобраться в системе европейского прецедентного права». Впрочем, большая часть жалобы Валерия Калашникова была провозглашена неприемлемой для рассмотрения, несмотря на адвокатское сопровождение.
Иван СУХОВ