|
|
N°15, 30 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полезное ископаемое юрского периода
Якутские налоговики пытаются взыскать налог на мамонта
Абсурдность требований налоговиков порой доходит до смешного. Якутские налоговики настаивают на том, что кости и бивни мамонта должны облагаться налогом на добычу полезных ископаемых.
Истории с мамонтовым налогом почти три года. Палеонтологическая экспедиция в 2004 году собрала несколько десятков килограммов костей и бивней мамонта. Организатором экспедиции выступило государственное унитарное предприятие (ГУП) "Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням Республики Саха (Якутия)", которое, в свою очередь, затем и продало эти бивни. Формально сделка была юридически чистой, ведь если товар не вывозится за границу, то никаких ограничений на оборот кости и бивня мамонта закон не налагает. Однако при очередной плановой проверке налоговики выдвинули к ГУП претензии в части неуплаты при сделке налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который, по мнению налоговой инспекции, должен был составить 6% от стоимости материала.
При рассмотрении дела в арбитраже, куда обратился ГУП, истцам удалось доказать судьям, что бивень мамонта не является полезным ископаемым, и суд вынес решение в пользу «продавцов мамонта». Налоговики попытались обжаловать это решение, но высший арбитражный суд Восточно-Сибирского округа весной прошлого года также подтвердил, что бивни и кости мамонта НДПИ не облагаются. Тем не менее налоговые органы все-таки намерены взыскать «мамонтовый» налог и собираются судиться дальше.
По логике якутских налоговиков, обязанность уплатить НДПИ исходит из лицензионного соглашения, которое ГУП заключил с якутским управлением минприроды, по условиям которого НДПИ должны облагаться все добытые комитетом по драгоценным металлам и камням полезные ископаемые. В соглашении отдельно не оговаривалось, что бивни являются палеонтологическим материалом, а не полезным ископаемым. Следовательно, должны подпадать под общие правили налогообложения, делают вывод налоговики.
На стороне налоговиков при всей абсурдности их требований и Налоговый кодекс, который освобождает от налогообложения НДПИ лишь добытые минералогические, палеонтологические и другие геологические материалы, подходящие под определение «коллекционные», а не собранные заведомо на продажу. По этой же логике НДПИ облагаются драгоценные и полудрагоценные камни, в том числе используемые для поделочных работ, напоминают фискалы.
Если даже налоговикам не удастся отстоять свою позицию, то попытка взимания «мамонтового» налога может быть сравнима с самыми смешными сборами, известными истории. Помимо знаменитого налога на бороду, введенного Петром I, история знает прусский налог на воробьев, гвинейский налог "на мир", армянский налог на пыль и венецианский налог на тень.
Ирина СКЛЯРОВА