|
|
N°14, 29 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Контракт на «Илы» съела инфляция
«Аэрофлот» и «Ильюшин-Финанс» продолжают спорить о давно проданных самолетах
Сегодня будет рассмотрена апелляция «Аэрофлота» на решение, принятое Московским арбитражным судом по поводу спорного контракта о приобретении авиакомпанией шести лайнеров Ил-96-300 у лизинговой компании «Ильюшин-Финанс Ко» (ИФК). Суть спора на первый взгляд парадоксальна. Лизинговая компания (которая должна бы быть рада любому заказчику) настаивает на признании недействительным контракта, заключенного с «Аэрофлотом» в июне 2005 года. В ноябре 2006-го именно такое решение уже принял по иску ИФК Московский арбитражный суд. «Аэрофлот» теперь требует отменить то решение и признать свое право продолжить исполнение контракта при условии, что ИФК предоставит дополнительные финансовые гарантии. В этом случае «Аэрофлот» будет застрахован от возможных политических обвинений в неисполнении инвестиционного соглашения с Минэкономики от 1998 года, по которому сэкономленные от закупки импортной техники по льготным таможенным пошлинам средства должны направляться на закупку отечественных судов.
ИФК уверена, что девятый арбитражный апелляционный суд, куда подана апелляция, подтвердит решение московского арбитража, так как за это время никаких новых обстоятельств в деле не появилось. Пресс-служба «Аэрофлота» вчера воздержалась от комментариев, сославшись на то, что она не знакома с юридическими тонкостями дела. Однако главное заключается в том, что чью бы сторону ни приняла апелляционная инстанция, перспективы исполнения контракта на шесть Ил-96 все равно останутся крайне туманными.
История этого контракта, уже успевшего обрасти шлейфом параллельных судебных дел, начинается в 1998 году, когда правительство приняло постановление «О дополнительных мерах по государственной поддержке гражданской авиации России». Документ предусматривал возможность предоставления российским авиакомпаниям таможенных льгот на ввоз иностранной авиатехники при условии, что сэкономленные деньги будут направлены на закупку российских самолетов. В том же году было подписано инвестиционное соглашение Министерства экономики с «Аэрофлотом». В соответствии с этим соглашением «Аэрофлот» начал с ИФК долгие переговоры о закупке шести Ил-96, завершившиеся 10 июня 2005 года заключением контракта.
Как рассказал «Времени новостей» начальник правового управления ИФК Александр Плотников, частью этого контракта был договор займа. По нему «Аэрофлот» должен был одолжить ИФК деньги на производство самолетов в счет будущих лизинговых платежей. Впрочем, график предоставления средств в договоре займа не содержался. Там лишь говорилось, что соответствующие протоколы должны быть подписаны в течение следующих шести месяцев. Этого так и не случилось. Самолеты, первый из которых должен был быть поставлен «Аэрофлоту» через 18 месяцев после первого авансового платежа, ИФК продала другим заказчикам.
В 2006 году ИФК подала иск о признании недействительным контракта с «Аэрофлотом». Авиакомпания ответила встречным иском, требуя, чтобы ИФК выдала ей банковскую гарантию возврата займа на финансирование строительства самолета. Московский арбитраж объединил оба дела и в ноябре прошлого года вынес решение в пользу ИФК. Сегодня оно будет еще раз рассмотрено арбитражной инстанцией.
Как заявил вчера г-н Плотников, по прошествии времени ИФК считает исполнение контракта 2005 года юридически невозможным. Пресс-секретарь ИФК Андрей Липовецкий сказал, что и по экономическим соображениям компания не может придерживаться того соглашения: инфляция и рост производственных издержек увеличили текущую рыночную стоимость Ил-96. Лизинговая компания настаивает на новых переговорах и заключении нового контракта с «Аэрофлотом», если, конечно, он того пожелает.
Однако стимулов закупать отечественную авиатехнику у «Аэрофлота» сейчас значительно меньше, чем в 1998 году: в 2001-м правительство отменило свое постановление, увязывающее таможенные льготы на импорт самолетов с поддержкой отечественного производителя.
Михаил КУКУШКИН