Московский университет вновь оказался в центре внимания спецслужб и спасателей. В ночь на пятницу неизвестные злоумышленники подорвали бомбу в одном из общежитий в главном здании МГУ на Воробьевых горах. В результате инцидента, к счастью, никто не пострадал -- бомба взорвалась на «незаселенном» этаже, где в прошлом году произошел пожар и теперь идет ремонт.
Это уже третье за последние несколько месяцев подобное ЧП. В ноябре неизвестные
уже взрывали бомбу в общежитии МГУ, причем тогда была найдена еще одна неразорвавшаяся мощная бомба, а в начале января в другом общежитии студент устроил взрыв, проводя химические эксперименты на кухне. До сих пор эти инциденты можно было списать на стечение обстоятельств. Однако последние события могут свидетельствовать уже о тенденции -- взрывы в университете становятся регулярным явлением, и спецслужбы, несомненно, мимо этого пройти не могут. Теперь, не исключено, силовики всерьез займутся изучением «оперативной обстановки» в университете, проверяя все версии этих взрывов, и не только хулиганские. Возможно, что оперативники вспомнят и уголовные дела о выходках националистов, в которых последнее время также все чаще фигурируют студенты (известно, что взрыв на Черкизовском рынке в августе прошлого года, когда погибло 12 человек, устроила группа студентов из разных вузов). Характерно, что уже в пятницу сыщики проверили на причастность к взрыву в МГУ одного из активистов НБП.
Как рассказали в Главном управлении ГОЧС Москвы, сообщение о взрыве в МГУ поступило в 4.37. На место сразу выехало свыше 20 пожарных и спасательных расчетов, которым, правда, работы не нашлось. В результате взрыва, как выяснилось, никто не пострадал. Его эпицентр находился между 14-м и 15-м этажами на лестнице в секторе «В» -- одном из «крыльев» главного здания МГУ, а как раз эти этаже сейчас пустуют -- там идет ремонт после прошлогоднего пожара. Обрушилась лишь часть внутренней стены площадью 3 кв. м и частично было повреждено остекление с 10-го по 18-й этаж. Тем не менее спасатели, по официальной информации, сразу в экстренном порядке эвакуировали из общежития 1200 студентов.
Впрочем, как рассказал «Времени новостей» один из студентов МГУ, проживающий на 12-м этаже, на самом деле все было не так драматично. «Я услышал какой-то хлопок, но подумал, что это кто-то с фейерверками балуется. Но потом почувствовал резкий запах серы. Нас приходили эвакуировать спасатели, но пошли не все, мы уже привыкли», -- сказал он. Кроме того, студенты отметили полное бездействие охраны: «Наши чоповцы носились по коридору и сами не знали, что делать, пока, наконец, спасатели не приехали».
По предварительным данным, мощность взрывного устройства составила 100--200 г в тротиловом эквиваленте. Эксперты-взрывотехники провели полный осмотр всего здания, но больше ничего подозрительного не нашли. Тем не менее расследование спецслужбы начали сразу с отработки версии о причастности к ЧП экстремистов. Вечером того же дня спасатели и оперативники опять были подняты по тревоге из-за обнаружения в том же общежитии «подозрительного» предмета. На этот раз тревога оказалась ложной -- за мнимую бомбу приняли забытый кем-то термос с пельменями.
В тот же вечер в столичном аэропорту Домодедово были задержаны активисты НБП Сергей Аксенов и Павел Жеребин, а также лидеры «Авангарда красной молодежи» (АКМ) Сергей Удальцов и Александр Шалимов. Как рассказала корреспонденту «Времени новостей» пресс-секретарь АКМ Анастасия Удальцова, делегацию НБП и АКМ, направлявшуюся с поездкой в Сургут для встречи с лидерами независимых профсоюзов нефтяников и газовиков, задержал человек в штатском, представившийся сотрудником УБОП. «Сначала наших активистов привели в ЛОВД аэропорта. Протокол о задержании никто составлять не стал. Человек в штатском сказал: «Вот доставим вам куда надо, там все и составим». После этого их повезли в ОВД «МГУ». Там их допрашивал следователь. Кроме того, у Павла Жеребина, который закончил МГУ в прошлом году, взяли кровь на образец ДНК», -- рассказала г-жа Удальцова.
По факту взрыва в МГУ прокуратура Западного округа возбудила уголовное дело по ст. 222 (незаконный оборот взрывчатых веществ) и 213 (хулиганство) УК РФ, но по распоряжению Генпрокуратуры для расследования его передали в Главное следственное управление ГУВД Москвы.
Мэр Москвы Юрий Лужков, по словам его пресс-секретаря Сергея Цоя, расценил инцидент в МГУ «как вопиющее хулиганство, которое должно стать предметом пристальнейшего внимания силовых структур и всего коллектива МГУ».