|
|
N°14, 29 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И снова здравствуйте
«Газпром» возобновляет контакты с отвергнутыми претендентами на «Штокман»
Первый вице-премьер, глава совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев на форуме в Давосе признался, что освоение арктических запасов -- «это совместная деятельность различных стран». «Мы полагаем, что вполне возможным является использование потенциала наших партнеров из других стран, других компаний в развитии такого рода сотрудничества, но оно должно быть рациональным», -- цитирует его Интерфакс.
Возможно, это совпадение, но примерно в это же время экспортный зампред правления «Газпрома» Александр Медведев там же, в Давосе, сообщил: концерн возобновляет переговоры с иностранными участниками по сотрудничеству в рамках самого актуального газового проекта в арктической зоне -- гигантского Штокмановского месторождения. «Мы начнем эти переговоры уже в феврале», -- передает его слова Bloomberg. Предложение возобновить контакты по поводу «Штокмана», по заявлению российского топ-менеджера, получили все пять претендентов, отвергнутых «Газпромом» осенью. Напомним, что в октябре глава «Газпрома» Алексей Миллер подвел неутешительные итоги проведенного тендера по формированию консорциума для реализации проекта «Штокмановский СПГ (сжиженный природный газ. -- Ред.)», который должен был стать первой фазой освоения месторождения гиганта на шельфе Баренцева моря. Предложенные потенциальными участниками -- норвежскими Hydro и Statoil, американскими ConocoPhillips и Chevron, а также французской Total -- активы для обмена на долю в запасах «Штокмана» «Газпром» не устроили. Российский концерн объявил об отмене тендера и намерении сохранить добываемый газ под своим 100-процентным контролем. Запасы месторождения оцениваются в 3,7 трлн кубометров.
Тем не менее всем было ясно, что без новейших технологий добычи газа на шельфе, которые на сегодняшний день есть только у западных компаний, поднять «Штокман» невозможно. А первые кубометры газа с этого месторождения должны начать поступать в распоряжение «Газпрома», согласно долгосрочному балансу, уже в 2013 году. «При разработке этого месторождения будут использоваться современные технологии и технические решения, в том числе в производстве СПГ, -- говорилось в октябрьском пресс-релизе «Газпрома». -- Для этих целей в качестве подрядчиков будут привлечены авторитетные международные компании. Важнейшим условием этих подрядных договоров будет являться соблюдение сроков и стоимости работ».
В декабре на совещании у Алексея Миллера было принято решение о том, что единым заказчиком проектирования и строительства морских объектов Штокмановского месторождения (добыча, транспортировка газа на берег и завод по производству СПГ) выступит «Севморнефтегаз», 100-процентная «дочка» «Газпрома», владеющая лицензией.
Сейчас «Севморнефтегаз» готовит модель управления первой фазой разработки месторождения, в том числе и возможные формы участия в проекте иностранных партнеров. Параллельно внутри «Газпрома» идет дискуссия о содержании первой фазы проекта. Если до отмены тендера речь шла о том, что на этом этапе весь добываемый -- 22 млрд кубометров (за вычетом технологического сырья) -- газ будет переработан в СПГ (13,6 млн тонн в год), то в октябре было объявлено, что приоритет отдается трубопроводному газу. Подразумевалось, что весь газ в рамках первой фазы пойдет на загрузку второй нитки газопровода «Северный поток» по дну Балтики в Германию. Теперь в концерне размышляют о перспективах совместить в первой фазе трубопроводный вариант с производством СПГ. В этом случае около 11 млрд кубометров пойдет по трубе в Германию, и столько же будет направлено на завод для сжижения с примерной мощностью около 7 млн тонн в год.
Пока только в Total отреагировали на заявление г-на Медведева. Как передает Bloomberg, президент французского гиганта Тьери Демарэ заявил, что компания рассчитывает возобновить переговоры по штокмановскому проекту. «Мы уже провели много переговоров с «Газпромом» и теперь будем оценивать, сможем ли мы найти варианты, которые отвечали бы ожиданиям обеих сторон», -- дипломатично заметил он. Хотя ранее топ-менеджеры Total публично выражали лишь скепсис относительно возможной работы на «Штокмане» в качестве подрядчика.
Очевидно, что ради высокой привилегии поучаствовать в форсировании шельфа России американские корпорации Chevron и ConocoPhillips не будут переквалифицироваться в сервисные компании, работающие на подряде. Более сговорчивыми могут оказаться норвежцы, для которых участие в разработке месторождений российской части Баренцева моря почти что «национальный проект». И с экономической (норвежские запасы истощаются), и с экологической (неизвестно, что там натворят русские неподалеку от берегов Норвегии), и с политической точек зрения.
Впрочем, и в «Газпроме» понимают, что без партнерства с иностранцами не обойтись. И активно ищут формы привлечения западных мэйджоров к проекту, не предусматривающие передачу запасов, но при этом весьма выгодные и перспективные. Тем более что в ноябре -- декабре в комментариях высокопоставленных российских чиновников уже не было былой категоричности по поводу формы участия зарубежных компаний в освоении «Штокмана». В частности, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко говорил, что помимо подрядных возможны и другие варианты, например, «инновационное сотрудничество». Правда, пояснять, что имеется в виду, он тогда не стал.
Алексей ГРИВАЧ