Время новостей
     N°14, 29 января 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.01.2007
Болезни роста
Рекордные темпы увеличения фармрынка порождают скандалы и аресты
Фармацевтический рынок России все заметнее регулируется государством. Лекарства -- это, конечно, не газ или нефть, но денег в этой сфере крутится немало. Причем значительный ежегодный рост во многом объясняется как раз наличием большого госзаказа на медикаменты. Об этом свидетельствуют опубликованные на днях годовые отчеты трех ведущих аналитических компаний -- ЦМИ «Фармэксперт», DSM Group и RMBC («Ремедиум»). Правда, речь идет о предварительных итогах -- окончательные появятся не раньше середины февраля. Но порядок цифр уже ясен.

Оценки общего объема отечественного рынка медикаментов в 2006 году у экспертов расходятся, что вполне объяснимо с учетом сложности и неоднородности рынка. Так, RMBC оценивает минимально возможный объем в сумму, превышающую 260 млрд руб., то есть больше 10 млрд долл. В ЦМИ «Фармэксперт» говорят о 11,5 млрд долл., а в DSM Group -- о 12,2 млрд долл. При этом аналитики RMBC считают, что за год рынок вырос на 17--21%, а представители двух других маркетинговых компаний утверждают, что рост в прошлом году был гораздо существеннее. Увеличение рынка в рублях они оценивают в 26--30%, в долларах -- в 30-35%. В иностранной валюте наш рынок лекарств «потяжелел» заметнее, так как в течение всего прошлого года курс доллара по отношению к рублю снижался.

В любом случае темпы роста у этого рынка рекордные. «По этому показателю российский фармрынок уступает пальму первенства лишь Бразилии, где темпы роста, по некоторым оценкам, составляют примерно 40%», -- прокомментировал итоги года для «Времени новостей» гендиректор представительства венгерской компании-производителя Egis Ласло Почайи. Также стоит отметить, что на «вялых» просторах Восточной Европы Россия уже несколько лет остается единственным оазисом бурного развития лекарственного бизнеса. По данным председателя совета директоров ГК "Ремедиум" Айдара Ишмухаметова, в других странах СНГ показатель роста не превышает 10--12%, а на рынках новых членов ЕС - 5--7%.

Главной причиной активного роста отечественного фармрынка все эксперты называют активное вмешательство государства, проявившееся в программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Программа поддержки льготников, запущенная в 2005 году, заметно расширила рынок, повысила его привлекательность для иностранных производителей и инвесторов. По предварительным подсчетам RMBC, на ДЛО в 2006 году пришлось от 39 до 49 млрд руб. (менее 2 млрд долл.). Если верить менее сдержанным оценкам ЦМИ «Фармэксперт», то потрачено было значительно больше, чем говорили официальные лица, -- более 2,7 млрд долл., что составило 24% от всего фармацевтического рынка страны. Напомним, что при этом льготная программа не уложилась в ранее отведенный бюджет, и нескольким руководителям Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) за растраты пришлось поплатиться свободой.

Перерасход средств по программе ДЛО едва ли серьезно отразился на состоянии здоровья льготников. Напротив, можно сказать, что значительная часть из них оказалась в выигрыше, поскольку получала более дорогие брендовые препараты. Почему большинство участковых терапевтов вдруг забыли о существовании недорогих дженериков и прописывали в основном оригинальные лекарства, наверное, еще долго будут разбираться правоохранительные и надзорные органы. Но результат налицо: за прошлый год льготный сегмент в денежном выражении значительно вырос, а в натуральном -- по количеству таблеток и пузырьков -- сжался на целых 6% (до 3,7 млрд упаковок, по данным DSM Group). Но злые языки утверждают, что программу ДЛО «разорили» крупные западные концерны, активно работавшие с участковыми врачами и продвигавшие свою продукцию в поликлиниках. Данные ЦМИ «Фармэксперт» косвенно это подтверждают. Например, бельгийская компания Janssen-Cilag отгрузила в 2006 году по государственному контракту в десять раз больше лекарств, чем в 2005-м. Швейцарские Roche и Novartis -- в три раза и в два с половиной раза. Эксперты DSM Group считают, что такие компании, как швейцарская F.Hoffmann-la Roche и израильская Teva Pharmaceutical, благодаря участию в программе ДЛО смогли увеличить свои продажи в России более чем в два раза, а Janssen Pharmaceutical -- более чем в три раза. Доля государственных программ в общем объеме российских продаж этих компаний занимает свыше 60%.

На фоне роста льготной программы эксперты отмечают стагнацию в сегменте госпитальных закупок -- в 2006 году, по предварительным данным, на снабжение медикаментами медучреждений было потрачено порядка 1,4 млрд долл. (около 15% от общего объема рынка). Аналитики отмечают, что в этой сфере происходило перераспределение позиций ключевых игроков. Сейчас наибольшую долю занимают французская Sanofi-Aventis (8,32%), шведско-британская Astrazeneca (3,64%), американская Pfizer (3,4%).

Коммерческий сегмент по-прежнему занимает самую большую долю -- 61% от общего объема рынка медикаментов, утверждается в отчете ЦМИ «Фармэксперт». Аналитики оценивают прирост этого сектора в 20--25% и объясняют это довольно быстрым ростом доходов населения, а также более агрессивной маркетинговой политикой фармацевтических «акул». Десяток корпораций контролирует 30% рынка. Тут лидеры -- французская Sanofi-Aventis (4,37%), российский «Фармстандарт» (3,96%) и немецкая Berlin-Chemi/Menarini (3,01%). Значительный рост аптечных продаж в прошлом году во многом определен и за счет сохраняющегося интереса россиян к парафармацевтическим товарам -- губок, кремов, презервативов и зубных щеток продали на 64 млрд руб., что на 37% больше, чем в 2005-м.

Но данные по индивидуальному потреблению лекарственных препаратов, несмотря на значительный рост продаж аптечных сетей, показывают, что лечиться в нашей стране могут далеко не все. Даже несмотря на то, что рост цен в аптеках в 2006-м был ниже уровня инфляции и составил всего 1,5%. По подсчетам ведущего аналитика ЦМИ «Фармэксперт» Давида Мелик-Гусейнова, среднестатистический россиянин за прошлый год потратил на лекарства 2100 руб., что составляет примерно 2--3% от среднего распределенного дохода граждан. Конечно, это усредненный показатель, во всех крупных городах, не говоря уж о столицах, на лекарства тратят значительно больше. «Но даже самые платежеспособные регионы нашей страны по мировым меркам фактически не лечатся», -- отметил г-н Мелик-Гусейнов в беседе с корреспондентом «Времени новостей». Во всяком случае, среднестатистический житель объединенной Европы (включая вновь присоединенные страны) тратит на медикаменты до 7% своего дохода, а американцы отдают 9--10%.

Галина ПАПЕРНАЯ
//  читайте тему  //  Дело о коррупции в ФФОМС