|
|
N°14, 29 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Атомная действительность Ирана
Игорь Иванов обещал сдать станцию в срок
Москва убеждена, что «никакого военного, силового решения иранской ядерной проблемы нет» -- заявил вчера в Тегеране секретарь Совета безопасности России Игорь Иванов. Он также передал иранской стороне послания президента Владимира Путина духовному лидеру аятолле Али Хаменеи и президенту Махмуду Ахмадинежаду. По словам г-на Иванова, «главная идея, которая проходит в этих посланиях, -- твердое намерение России развивать добрососедские отношения со своим давним партнером Ираном».
Однако Тегеран по-прежнему не намерен отказываться от своей ядерной программы. Ведущие иранские политики заявили секретарю Совбеза, что любые переговоры с мировым сообществом отныне возможны лишь на основе признания Ирана ядерной державой. И хотя глава МИДа Манучер Моттаки высказался за поиск «всеобъемлющей формулы решения иранской ядерной проблемы», согласия на приостановку ядерных разработок Игорь Иванов так и не услышал. По словам секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани, «атомный Иран -- это уже действительность, с которой рано или поздно ядерному клубу придется смириться».
Тем не менее возможность для компромисса остается. В Тегеране обратили внимание на инициативу, озвученную на днях гендиректором Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммадом аль-Барадеи в Давосе. Он призвал Иран и Совбез ООН взять одновременный «тайм-аут» -- приостановить обогащение урана и заморозить антииранские санкции, введенные Совбезом 23 декабря 2006 года. Игорь Иванов назвал это предложение средством «политического решения» ядерной проблемы Ирана, а Али Лариджани пообещал его «внимательно изучить».
Несговорчивость иранцев не скажется на темпах строительства при участии России АЭС в Бушере. Игорь Иванов подтвердил, что Москва намерена выполнить свои обязательства по сдаче АЭС в срок. Ее пуск намечен на сентябрь, спустя два месяца АЭС будет подключена к иранским энергосетям.
Визит г-на Иванова в Тегеран прошел на фоне заявлений об установке в ядерном центре в Натанзе 3 тыс. новых центрифуг в дополнение к имеющимся 164. В конце 2006 года президент Ахмадинежад пообещал, что его страна отрапортует о новых успехах в ядерной области в начале февраля -- в дни празднования очередной годовщины Исламской революции 1979 года. В конце минувшей недели иранское агентство ИРНА сообщило, что «Иран устанавливает 3 тыс. центрифуг». Правда, позднее пресс-служба Организации по атомной энергии Ирана заявила, что новые центрифуги в Натанзе еще не установлены.
Заявления о новых центрифугах и начале промышленного производства ядерного топлива можно считать ответом Тегерана на резолюцию 1737. Иранцы давно предупреждали, что не согласны с самим фактом переноса ядерного досье из МАГАТЭ в Совбез ООН, напоминает эксперт по Ирану Института востоковедения РАН Ирина Федорова. В беседе с «Временем новостей» она отметила, что сама по себе установка новых центрифуг и наращивание производства ядерного топлива не свидетельствуют о военном характере иранской ядерной программы. «Но главное, чтобы эта деятельность была полностью подконтрольна МАГАТЭ» -- считает эксперт. По мнению г-жи Федоровой, «роль МАГАТЭ в иранской ядерной проблеме должна непрерывно возрастать и стать решающим фактором при подготовке будущих документов для Совбеза ООН». Эксперт также напомнила, что «по-прежнему неизменным остается предложение России о предоставлении Тегерану ядерного топлива для атомных электростанций с последующим возвратом отработанного материала в Россию». «Это самый лучший способ снять подозрения с иранской ядерной программы» -- считает собеседник «ВН».
Петр ИСКЕНДЕРОВ