|
|
N°14, 29 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Комиссары катания
Новая система судейства в фигурном катании не избавила этот вид спорта от субъективизма в оценках и вопиюще несправедливых судейских решений. Прежде всего это касается танцев на льду, вида, где давно сложились отношения, аналогичные российской армии. Есть «деды» и «салаги», и молодая пара, будь она даже на голову выше "старичков", не имеет шансов стать чемпионом мира или Европы до тех пор, пока «золото» хотя бы раз не дали опытным танцорам. Тем, кто уже провел в статусе «салаг» не один сезон.
Именно такая история приключилась на только что завершившемся чемпионате Европы в Варшаве. Спору нет, французский дуэт Изабель Делобель -- Оливье Шонфельдер вполне мастеровит и в меру талантлив. Но на данном конкретном соревновании россияне Оксана Домнина и Максим Шабалин катались лучше. Особенно заметно это превосходство было в произвольном танце. Формально судьи признали это: российская пара по оценкам выиграла произвольную программу. Но вторая часть оценки -- за компоненты (первая часть за технические элементы в меньшей степени подвержена субъективизму, там все судится более или менее четко) -- была выставлена таким образом, что в итоге россияне уступили французам микроскопически мало, 31 сотую балла. Складывалось ощущение, что судьи откровенно «прибивают» и болгарскую пару Албена Денкова -- Максим Ставийский. Они-то в отличие от Домниной и Шабалина «старички», им трудно будет докататься до следующей Олимпиады. Да только в прошлом году болгарам судьи наконец «позволили» стать чемпионами мира и теперь, видимо, посчитали, что с них титулов хватит.
Нравы, царящие в судейском и тренерском корпусе фигурного катания, давно дискредитируют этот замечательный вид спорта. Нынешняя система судейства появилась после скандальной зимней Олимпиады-2002 в американском Солт-Лейк-Сити, когда только победа Алексея Ягудина в мужском одиночном катании не вызвала споров и сомнений. Зато в парном катании и танцах на льду дело закончилось серией уголовных разбирательств. Их итогом стала трехлетняя дисквалификация французской судьи Мари-Рен Ле Гунь и президента Федерации фигурного катания Дидье Галагье, а также неудачные попытки итальянского правосудия доказать факт подкупа судей со стороны российского предпринимателя Алимжана Тохтахунова, более известного по прозвищу Тайванчик. Именно тогда появился анекдот, весьма наглядно характеризующий обстановку вокруг одного из самых красивых видов спорта: в протоколе допроса Тохтахунова итальянские следователи поясняют, что, оказывается, русское выражение «отбросить коньки» не означает «уйти из фигурного катания».
Нынешняя система судейства, когда все элементы разъяты на четко прописанные в правилах уровни сложности, когда даже бывшая оценка за артистизм теперь называется «за компоненты» и тоже делится на разные составляющие -- от владения коньком до качества хореографии, когда в бригаде есть 12 безымянных судей и три технических специалиста, имеющие полномочия просмотреть видеозапись выступления и подкорректировать оценку конкретного элемента, уже очень сильно деформировала фигурное катание. Теперь что одиночники, что спортивные пары, что «танцевальники» только и думают, как сделать все элементы на максимальном уровне сложности. Об артистизме, творчестве, выразительности приходится забывать: фигурное катание становится еще ближе к акробатике. Но даже и эти жертвы на алтарь объективности оказываются напрасными из-за сложной системы личных связей между тренерами, чиновниками национальных федераций и судьями, из-за вырабатывавшихся годами неписаных правил предустановленной иерархии пар (в тех же танцах на льду), из-за непрозрачности самой организации главных мировых состязаний в любительском фигурном катании.
Прописанные до мельчайших нюансов новые правила фигурного катания иногда оказываются бессильными против неписаных правил закулисных игр людей, причастных к организации соревновательного процесса. Эти «комиссары катания» до сих пор определяют судьбы спортсменов иногда совершенно независимо от реальной меры таланта фигуристов и конкретного качества проката программ на данном турнире.
Публику, конечно, не обманешь. Всегда были и будут великие фигуристы, никогда не становившиеся чемпионами мира и Олимпиад, но любимые зрителями -- достаточно вспомнить хотя бы канадца Толлера Кренстона. Просто по-человечески очень обидно, когда несправедливость торжествует там, где ее вполне можно устранить.
Семен Новопрудский