|
|
N°14, 29 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Такого даже Кучма не делал
Президенту Украины Виктору Ющенко можно посочувствовать. Это ж до какой степени нужно растерять уважение к своей персоне -- глава государства как-никак, -- чтобы министр своего же, украинского правительства мог сказать такое. «Я удивлен -- Ющенко за год из демократа превратился в Туркменбаши. Такого даже Кучма не делал! Здесь вам поручение на расследование и здесь же приговор».
Такой была реакция министра транспорта и связи Николая Рудьковского на просьбу президента Ющенко, адресованную премьер-министру Януковичу разобраться, как в конце декабря прошлого года в Киеве оказались лидеры туркменской оппозиции, руководитель движения «Ватан» Худайберды Оразов и председатель Республиканской партии Туркмении Нурмухамед Ханамов. Эти оппозиционеры, некогда высокопоставленные члены туркменского руководства, уже давно живут в Западной Европе, где им предоставлен статус политических беженцев. На следующий день после смерти президента Туркмении Ниязова, Оразов и Ханамов, получив визы в украинском посольстве в Вене, прилетели в Киев и провели пресс-конференцию.
Публичные выступления политических противников покойного туркменского диктатора привлекли повышенное внимание прессы. В те дни чуть ли не весь мир, затаив дыхание, следил за тем, что происходит с одной из самых закрытых стран, внезапно потерявшей своего вождя. Туркменские оппозиционеры ничего бы не стоили как политики, если бы не воспользовались этим, чтобы как минимум напомнить о себе, дать оценку ситуации в Туркмении и в связи с этим заявить о своих дальнейших планах.
Украина как нельзя больше подходила для реализации этих целей. Во-первых, это страна, чьи демократические устои вполне очевидны. Есть всенародно избранный парламент, правящая коалиция, сформировавшая правительство во главе с лидером «Регионов Украины» Виктором Януковичем, и оппозиция, представленная «Нашей Украиной». Роль украинской оппозиции в жизни страны неоспорима хотя бы потому, что ее неформальным лидером является сам президент Виктор Ющенко. Так бывает в демократических обществах.
А во-вторых, воспользоваться этой чрезвычайно редкой на постсоветском пространстве особенностью Украины Ханамов и Оразов могли достаточно быстро, поскольку с давних пор были знакомы с нынешним министром транспорта и связи Рудьковским. Что они и сделали, оперативно с ним связавшись и попросив содействия в быстром получении украинской визы. Министр не отказал, лично связавшись для этого с послом Украины в Австрии Владимиром Ельченко.
Ашхабад ответил на это весьма нервно. МИД Украины получил чрезвычайно резкую ноту протеста. «За свою более чем 30-летнюю практику мне редко приходилось получать ноты такого содержания и с такой формулировкой», -- пожаловался еще «недоуволенный» со своего поста министр иностранных дел Борис Тарасюк. Появление известных туркменских оппозиционеров было расценено преемниками Ниязова как «неуважение и цинизм по отношению к Туркменистану и его народу». Кроме того, в ноте содержалось требование принять самые жесткие меры по отношению к виновным.
Демарш Ашхабада оказался весьма кстати для президента Ющенко, ведущего изнурительную борьбу за власть с премьером Януковичем. Министр возглавляемого им кабинета чуть ли не подрывает энергетическую безопасность Украины, полностью зависящую от поставок туркменского газа -- ай, молодцы, туркменские дипломаты, такие тонкие струны в Киеве ущипнули! Глава государства направляет пространное письмо премьеру (его текст публикует украинская пресса) с просьбой разобраться. Янукович ставит резолюцию: «Провести служебное расследование».
Однако, не дожидаясь его результатов, в день отправления письма премьеру президент Ющенко уволил посла Украины в Вене. Организуется утечка в прессу. В Ашхабаде узнают, что меры приняты, а виновные наказаны так, чтобы неповадно было в следующий раз оказывать знаки внимания тем, кто стремится в Туркмении повторить успехи украинских демократов. Вот тогда-то и появились сравнения Ющенко с Туркменбаши, сделанные министром Рудьковским. Из секретариата президента ему дали отпор: это «лживые заявления и неуместные аналогии».
Обиделись и туркменские оппозиционеры. «Если у них на Украине есть какие-то внутренние проблемы, то партии... их должны решать между собой и не втягивать в это людей, которые борются со страшной диктатурой, -- сказал Худайберды Оразов в интервью Би-би-си, -- нам и без них тяжело». Нурмухаммед Ханамов в интервью «Времени новостей» был не менее эмоционален: «О какой демократии на Украине может идти речь, если президент и недавний лидер «оранжевой революции» так подобострастно угождает тем, кто гноит в тюрьмах своих политических противников!». Г-н Ханамов, пожалуй, горячится. Кто ж ему сказал, что все революционеры обязательно демократы...
Аркадий Дубнов