|
|
N°18, 02 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Садовое товарищество
Москва строится стремительно и повсюду, в центре и на окраинах. Две интересные новые постройки появились на Садовом кольце. Каждая из них по-своему сочетает стильные модернистские фасады с аккуратным отношением к окружающей ткани исторического города.
Новое здание офисного комплекса «Эрмитаж-плаза». Сергей Киселев, «Сергей Киселев и партнеры».
На Садовом кольце, неподалеку от театра кукол и музея прикладного искусства на Делегатской, появился новый оригинальный объект. Нечто овально-изогнутое, блестящее эффектной поверхностью дорогого структурного остекления. Как будто дом «оплавился» от автомобильной суеты на главной магистрали московского центра. Получившийся фасад -- находка для центра Москвы, это один из самых удачных вариантов встраивания современного здания в историческую застройку без потерь для обеих сторон: современное здание не стесняется своей новизны, но и не подавляет классицистическую усадьбу Остерманов-Толстых.
Прямоугольный объем второго, основного офисного корпуса выходит длинным шестиэтажным фасадом на линию радиальной Краснопролетарской улицы. Он рассчитан на две точки зрения -- пешехода и проезжающего автомобилиста. Соответственно облицованный благородным юрским камнем верхний ярус отличает укрупненный масштаб и мерный шаг длинных вертикальных окон, слегка оживленный продуманными ритмическими сбоями. Три нижних этажа отодвинуты от «красной линии», освобождая тротуар, и оживлены эркерами. Кроме того, из стены, как драгоценные вкрапления, выступают два сохраненных фасада небольших зданий начала XX века -- все вместе формирует эмоционально насыщенное и уютное городское пространство, как будто архитекторы специально вчитывались в тексты Д.С. Лихачева.
Здание налоговых инспекций на Земляном валу. Владимир Плоткин, ТПО «Резерв».
Все стены здания, строительство которого завершается рядом с метро «Курская», крупно расчерчены черно-белыми полосами конструктивистских «ленточных» окон. Полосатость дополнена тонким горизонтальным пунктиром меньших проемов, крупной строчкой «сшивающих» между собой белые и черные горизонтали, снимая резкость цветового контраста. Поверх в разных местах асимметрично наложены большие прямоугольники: стеклянные, белые, плоские, выступающие или, наоборот, сильно углубленные. Их композиция кажется произвольной, однако это не совсем так: на самом деле подобным образом здание реагирует на различные «привходящие обстоятельства» -- например, внизу протекает забранная в трубу речка Черногрязка, и план становится более асимметричным. Справа стоит «сталинский» дом с двумя глубокими лоджиями -- «в ответ» на фасаде возникают два прямоугольных уступа и аттик. По словам архитектора, здесь даже «чересчур много поклонов в разные стороны».
Однако неизбежные для центра города «поклоны» не портят здание -- напротив, кажется, что, вторгаясь, они вызывают необходимое пластическое возмущение. «Вторжение» не меняет общей стилистики, кристально четкой, пронизанной бело-стеклянной легкостью, искупающей большие размеры. Просто внутри отточенной художественной системы возникают то ли своего рода «круги на воде», то ли естественная реакция на раздражители, как у раковины-жемчужницы, в которую попал песок.
Юлия ТАРАБАРИНА, Archi.ru