Время новостей
     N°14, 29 января 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.01.2007
Люди добрые, сожмите кулаки!
«Рокки Бальбоа» на московских экранах
В свое время (а если быть точнее, то в год двухсотлетия подписания американской Декларации независимости) картина с участием и по сценарию малоизвестного на тот момент италоамериканца с неистребимым акцентом и прозвищем Жеребец (приобретенным им еще во времена участия в полупристойной кинодешевке) получила «Оскар» как лучший фильм года, обойдя среди прочих «Таксиста» Мартина Скорцезе и «Всю президентскую рать» Алана Пакулы. Фильм назывался «Рокки». Жеребца на самом деле звали Сильвестр Сталлоне. Фильм пережил четыре продолжения. Сталлоне -- статус суперзвезды самого высокооплачиваемого актера планеты. А потом про них надолго забыли.

Для того чтобы спустя 17 лет с момента своего последнего боя Рокки Бальбоа -- теперь уже вдовец и содержатель маленького итальянского ресторанчика в Филадельфии -- вел бы жизнь спокойную и размеренную. Смотрел на барахтающихся в аквариуме черепах, придирчиво выбирал, нацепив на нос очки, на рынке сельдерей и капусту, изредка вспоминал былое в беседах с посетителями ресторана. Но мечта о новых боях не давала ему спать спокойно. Тут как раз в интернете энтузиасты сравнивать все и вся провели виртуальный чемпионат между лучшими бойцами всех времен и народов -- и выяснилось, что в финал вышли Рокки собственной персоной (или, как называют его журналисты Бальбозавр) и нынешний, молодой и горячий чемпион-тяжеловес Мэйсон Диксон (Антонио Тарвер). В виртуальном пространстве Рокки в конце концов победил. А в реальном мире у Диксона на данный момент нет достойного противника, и мир бокса ждет воина, который мог бы бросить ему вызов...

Пожалуй, наиболее ценное в новом (и теперь уже окончательно последнем) «Рокки» для наших зрителей -- это пусть мимолетные, но мгновенно узнаваемые фрагменты из предыдущих серий, всплывающие на экране. Вот пританцовывает вокруг пока еще противника, а потом лучшего друга Аполло Крид (Карл Уэзерс) из «Рокки 2». Вот изо всех сил получает по скуле Клаббер Лэнг (Мистер Ти) из третьей части. Вот поверженным Голиафом валится навзничь советский чемпион Иван Драго (Дольф Лундгрен) в кусочке из самой одиозной (и, как ни парадоксально, наиболее любимой у нас) серии номер четыре. И вот, разумеется, еле ворочая языком и поводя подбитым глазом, зовет с ринга свою возлюбленную (Талия Шир) все-таки устоявший на ногах Король Бальбоа Первый из фильма-оригинала (за кадром остался только «Рокки 5», которого даже сам Сталлоне был вынужден признать самым слабым фильмом эпопеи). Все, что ценим мы и любим, чем гордится коллектив, но что все эти годы было прискорбно втиснуто в компактный экран видеопроекторов: ни одна из частей «Рокки» до сих пор в наших кинотеатрах не шла.

Похожие чувства вызывал не так давно фильм «Фредди против Джейсона», начинавшийся с нарезки из канонических моментов «Кошмара на улице Вязов» и «Пятницы, 13», нашим официальным прокатом в свое время также начисто проигнорированных.

Но и без этих ностальгических нокаутов «Рокки Бальбоа» стоит всех возможных похвал. Точно так же, как заглавный герой, фильм скорее выстоял, чем безоговорочно победил, но других целей поставлено и не было. Здоровый и несправедливо подзабытый в последнее время консерватизм проявляется тут во всем -- от почти что дословного повторения привычной сюжетной схемы (вызов -- пресс-конференция -- тренировка -- бой) до минимально переработанных отсылок к классическим моментам (как бегал Рокки во время тренировки к подножию филадельфийского Дворца независимости, так и бегает до сих пор); от очаровательной старомодности съемок и монтажа (хотя в кульминационной -- и блистательной -- сцене боя Рокки и Диксона проблескивают вдруг новомодные веяния, и красная кровь на черно-белом лице Сталлоне напоминает вдруг о «Городе грехов», глаз это не режет) до одновременно трогательных и пафосных банальностей в диалогах («Человек не стареет, пока он молод сердцем», «Важно не то, как сильно ты бьешь, а то, удар какой силы ты можешь выдержать»).

И если Диксон выходит на ринг под конвульсивный речитатив гангста-рэпа, то перед появлением Бальбоа из динамиков начинают звучать бессмертные «Большие надежды» великого Фрэнка Синатры. «Ты что, из 80-х?» -- спрашивает Диксон у Рокки перед началом боя. «Скорее, даже из 70-х», -- отвечает тот. И для зрителей, которые уверенно могут сказать о себе то же самое, лучшего подарка, чем этот последний выход былого чемпиона, придумать попросту невозможно.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино