|
|
N°13, 26 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Южно-Европейский фронт
OMV не нашел газ для Nabucco в Азербайджане
Конкурирующие проекты по транзиту газа через Балканы в страны Западной Европы готовятся к решающей схватке. В 2007 году должно начаться строительство газопровода Nabucco из Турции в Австрию через Болгарию, Румынию и Венгрию и подготовлен альтернативный проект, предложенный «Газпромом», -- Южно-Европейский газопровод. У обоих большие проблемы. У Nabucco до сих пор даже близко нет гарантий поставок газа. К идее российского концерна, предполагающего рост энергетической зависимости от Москвы, весьма холодно относятся в Еврокомиссии. К тому же экономика обоих проектов вызывает большие сомнения -- слишком большие расстояния и транзитные риски.
Вчера главный исполнительный директор австрийской компании OMV, которая является лидером консорциума, намеренного строить газопровод Nabucco, Вольфганг Руттенштрофер сделал очередную попытку найти гарантии поставок сырья, на этот раз в Азербайджане. «Одним из приоритетных вопросов для Nabucco является транспортировка азербайджанского газа в Европу», -- сообщил австрийский гость на встрече с президентом ГНКАР Ровнагом Абдуллаевым.
Изначально этот проект был ориентирован на иранский газ, который по трубе через турецкую, болгарскую, румынскую и венгерскую территории должен был поступать в Австрию и далее распределяться в Европе. Однако из-за близких к состоянию войны отношений Вашингтона с Тегераном проект оказался в сложном положении. Кроме того, «Газпром» ведет с властями Ирана переговоры о совместной разработке месторождений в обеих странах и координации действий на рынках сбыта.
В Баку публично заявили, что могут присоединиться к проекту в 2012 году, когда добыча месторождения Шах-Дениз выйдет на проектную мощность -- 16 млрд кубометров. Это означает, что сроки ввода в строй газопровода сдвигаются минимум на один год (ранее запуск планировался на 2011-й). Не говоря уже о том, что 6 млрд кубометров продано Турции, около 800 млн обещано Грузии, а часть оставшихся 9 млрд пригодились бы азербайджанским потребителям.
Вряд ли все это является секретом для OMV, и, скорее всего, г-н Руттенштрофер искал в Баку поддержки для решающих судьбу Nabucco переговоров с Казахстаном и Туркменией. «В связи с увеличением потребности Европы в газе проект Nabucco является очень востребованным. Без сомнения, Азербайджан в будущем сможет сыграть важную роль и как участник, и как транзитная страна для транспортировки нефтегазовых ресурсов Каспийского бассейна в Европу по Nabucco», -- цитирует главу австрийской компании Интерфакс.
Прокладку Транскаспийского газопровода для «переброски» казахского и туркменского газа в Азербайджан, где уже существует магистраль в Турцию, для последующего заполнения Nabucco недавно громко поддержала Еврокомиссия. В новой энергостратегии ЕС только этот проект назван приоритетным для энергетической безопасности единой Европы. Напомним, что минувшей осенью еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс активно готовил в Астане политическую почву для коммерческих переговоров по поставкам казахского газа в Старый свет в обход России. И к тому же внезапная смерть Сапармурата Ниязова дает лоббистам Транскаспия дополнительный шанс оттянуть у «Газпрома» и часть туркменских поставок. Ведь при новом лидере легче забыть о вопиющих нарушениях прав человека при прежнем президенте, которые в известной степени сдерживали переговорный порыв европейцев в отношении Ашхабада.
Что касается Азербайджана, то его роль и поведение в этом процессе весьма предсказуемы. Баку сейчас серьезно обижен на Москву за повышение цен на газ в 2007 году до 235 долл., в связи с чем азербайджанская госкомпания заявила об отказе покупать сырье на условиях «Газпрома». Антироссийские проекты, очевидно, будут иметь «зеленый свет». Тем более, те, которые сулят выгоды от транзита.
Правда, почему в Брюсселе проект поставок газа из не самых надежных источников (та же Туркмения частенько шантажировала «Газпром» угрозами перекрыть вентиль и даже приводила их в исполнение), имеющий морской участок и проходящий через шесть разношерстных транзитных стран, считают чуть ли не оплотом своей энергобезопасности, остается загадкой. Объяснением может служить только подсознательная боязнь напористой Москвы, которая, справедливости ради, два последних Новых года подкрепляет опасения Европы делом.
Следует отметить, что и «Газпром» активно продвигает альтернативный газопровод с рабочим названием Южно-Европейский. Маршрут примерно такой же, только из Болгарии в Венгрию газ планируется поставлять транзитом через Сербию. С ней уже подписано соглашение, в котором зафиксировано намерение сторон строить трубу мощностью около 20 млрд кубометров. Для заполнения своей трубы российский концерн обещает проложить еще одну нитку «Голубого потока» в Турцию. Предварительные договоренности о возможности строительства имеются и в пакете соглашений, подписанных «Газпромом» с болгарским правительством. С венгерским госконцерном MOL и вовсе создано СП по проектированию газопровода, в связи с чем на действующее правительство Венгрии в Брюсселе смотрят крайне неодобрительно. А осенью в Будапеште чуть не произошла очередная первая в ЕС бархатная революция.
Еврокомиссия запросила у России и Алжира объяснения по поводу соглашения о производстве газа. Об этом сообщил сегодня еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс. «Поставки газа из этих двух стран покрывают 35% потребностей стран ЕС в газе. Соглашение вызывает наши опасения, и мы хотим получить от наших партнеров в Москве и Алжире пояснения относительно их намерений и последствий этого соглашения для европейских потребителей энергии, -- заявил он. -- Если это соглашение включает договоренности по ограничению продукции или контролю цен, то это неизбежно ударит по европейскому потребителю». В воскресенье 21 января представители России и Алжира подписали меморандум, который определяет рамки партнерства между российскими и алжирскими компаниями, по конкретным проектам на всех этапах добычи, транспортировки и реализации газа. ИТАР-ТАСС
Алексей ГРИВАЧ