Время новостей
     N°13, 26 января 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.01.2007
А ГЭС и ныне там
Таджикистан снова обвиняет РУСАЛ в неисполнении обязательств по достройке Рогунской электростанции
Правительство Таджикистана в очередной раз обвинило РУСАЛ в неисполнении обещаний об инвестициях в достройку Рогунской ГЭС на реке Вахш. Министр энергетики и промышленности страны Шерали Гулов заявил на пресс-конференции, что российская компания «не исполнила ни единого пункта обязательства по достройке «Рогуна», передает агентство АР. И сослался на мнение президента республики Эмомали Рахмонова, что правительство готово «построить эту электростанцию без помощи РУСАЛа или кого бы то ни было». В РУСАЛе отвергают обвинения и заявляют, что все взятые обязательства исполняют. Приступить же к достройке ГЭС компания не может, так как ТЭО проекта, подготовленного немецкой проектно-инжиниринговой фирмой Lahmayer по заказу РУСАЛа, находится на согласовании в правительстве Таджикистана с октября прошлого года и никакой реакции на него от чиновников нет.

Спор между РУСАЛом и правительством Таджикистана, по большому счету, разразился вокруг параметров плотины, и, как следствие, вызвал дебаты относительно записанного в ТЭО объема инвестиций, площади зоны затопления, объема выработки электроэнергии и другим вопросам. РУСАЛ проводил обоснование строительства плотины высотой 285 м и установки мощности станции в 2,4 тыс. МВт. Правительство же настаивает на увеличении мощности до 3,6 тыс. МВт и удлинении плотины до 335 м. В РУСАЛе говорят, что не видят целесообразности в возведении станции такой мощности и не готовы финансировать работы по строительству мощностей сверх рассчитанных в ТЭО. Глава департамента по связям с общественностью компании Вера Курочкина поясняет, что в компании не возражают против увеличения параметров станции, но полагают, что расходы по продолжению работ на себя должна взять таджикская сторона, которая на этом настаивает. Об этом в октябре было написано письмо в правительство, но ответа до сих пор нет.

Расширение в полтора раза параметров проекта строительства и эксплуатации примерно пропорционально увеличит и расходы на ее возведение, и время сооружения. РУСАЛу, имеющему обширную инвестиционную программу и распланированные расходы по многим проектам и регионам, это не очень выгодно. Ведь увеличение сроков строительства электростанции приведет к тому, что будет отложено и сооружение алюминиевого завода, который РУСАЛ намеревался построить в Таджикистане (речь идет о дополнительных корпусах электролиза при уже работающем государственном ТадАЗе и строительстве самостоятельного завода). Этот проект, по большому счету, и был основной движущей причиной, по которой РУСАЛ согласился участвовать и в достройке Рогунской ГЭС.

Заявления же правительства республики о намерениях самостоятельно достроить «Рогун» выглядят по меньшей мере сомнительно: непонятно, откуда небогатая республика сможет изыскать достаточно средств для осуществления своих планов, ведь на возведение даже тех мощностей, которые готов был профинансировать РУСАЛ, потребовалось бы порядка 1,5 млрд долл. И если республика действительно готова осуществлять финансирование самостоятельно, рассуждает источник, близкий к РУСАЛу, то непонятно, почему она не сделала это раньше, ведь проект был задуман еще до распада СССР. Возможно, предполагает он, появились некие сторонние инвесторы, пообещавшие правительству г-на Рахмонова деньги на достройку ГЭС, -- в этом теоретически могут быть заинтересованы соседние Китай, Афганистан и Пакистан, где существует нехватка собственных мощностей. Однако весьма сомнительно, что они готовы и достраивать Рогунскую ГЭС, и тянуть высоковольтные сети в свои страны -- это достаточно дорогостоящее мероприятие. При этом очевидно, что экономически эффект от синергии производства электроэнергии и выработки алюминия на соседней площадке для Таджикистана был бы существенно выше, нежели экспорт энергии в соседние страны.

Анна ЛАНДЕР