|
|
N°134, 27 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Юрий Темирканов: Уверен, что деньги перестанут пропадать бесследно
Петербургская филармония открыла новый сезон в сильно обновленном составе. Практически полностью сменилось ее руководящее звено -- на место директора пришел Юрий Шварцкопф, покинув аналогичную должность в Мариинском театре; его замом стал Леонид Сац из комитета по культуре; в Малый зал вернулась Валентина Азовская; первым замом художественного руководителя назначен музыковед и лектор, профессор консерватории Леонид Гаккель. Разъяснения нашему корреспонденту Гюляре САДЫХ-ЗАДЕ дал Юрий ТЕМИРКАНОВ, по-прежнему занимающий пост художественного руководителя Петербургской филармонии.
-- Итак, поколение 40-летних менеджеров ушло, проработав чуть менее пяти лет. К власти пришли управленцы, возраст которых колеблется от 55 до 65 лет. Чем это вызвано?
-- Привлекая молодых, я надеялся, что они сумеют привнести в этот дом новые силы, современный подход к делу. В конце концов по разным причинам надежды мои не оправдались. Видимо, и в сорок лет люди еще не успели повзрослеть и набраться опыта для работы в таком старинном учреждении с давними традициями, как филармония. Те же, кто сегодня пришел сюда, имеют за плечами богатый опыт и зрелость -- эти качества нам и нужны.
-- Юрий Шварцкопф и Леонид Сац действительно имеют немалый управленческий опыт, но не в сфере концертной деятельности, а в театральном деле.
-- Так ведь и предыдущие директор с заместителем пришли из театра. Кроме того, в новом руководстве появился настоящий музыкант поразительного ума, таланта и образованности -- Леонид Евгеньевич Гаккель. С его помощью я хотел бы вернуть в филармонию высокоинтеллектуальную атмосферу времен Соллертинского. Я надеюсь, что теперь филармония станет его домом -- как и для меня, и для всех музыкантов, которые здесь работают. И он не просто, как раньше, будет вести разовые концерты, а станет заботиться о нашей художественной политике.
-- Найдутся ли у нового руководства финансовые возможности для реализации этой художественной политики?
-- Да, извечный вопрос, где взять деньги. Именно поэтому мы и пригласили Юрия Шварцкопфа. Его задача -- доставать деньги, чтобы воплощать наши творческие планы. Впрочем, мы и раньше находили финансирование под наши проекты и для помощи оркестру, но все добытые деньги каким-то странным образом исчезали.
-- Насколько мне известно, довольно большие деньги были истрачены на проведение фестиваля «Площадь Искусств», который прошел в канун Нового года.
-- Но ведь предполагалось, что и фестиваль, и рождественский бал в Юсуповском дворце мы устраиваем, чтобы заработать деньги! Я очень на это рассчитывал: столы на балу стоили по 10 тысяч долларов каждый, и, по-моему, можно было собрать приличную сумму, но мы отчего-то оказались в убытке.
-- А сейчас у вас есть гарантии, что деньги перестанут исчезать?
-- Зная Шварцкопфа, я могу сказать -- да!
-- Новое руководящее звено филармонии -- это довольно высокооплачиваемые чиновники (по меркам, существующим в сфере культуры). Кажется, пришлось изрядно потрудиться, чтобы изыскать средства на их оклады. А у среднего звена служащих филармонии и оркестрантов оклады остались прежними, где-то между тысячей и двумя тысячами рублей. И это на фоне сокращающегося количества гастролей, где оркестр мог как-то подзаработать. Как будет решаться эта проблема?
-- Во-первых, замечу: мы сейчас живем при строе, в котором доходы разных групп населения поляризованы. Сократить разрыв в размерах окладов можно только с помощью серьезных и постоянных спонсоров. Мы будем стараться увеличить оклады оркестрантов. Оркестр, знаете ли, организм чувствительный, особенно к несправедливости.
-- Проблема денег -- неизбывная для всей отечественной культуры. Уже никто не затевает широкомасштабных художественных проектов, к нам перестали приезжать крупные музыканты, известные зарубежные оркестры. А ведь кроме нашего оркестра и нашей питерской музыкальной среды на свете существует масса интересного. Намеревается ли филармония как-то выправлять положение, восстанавливать связи с общемировым музыкальным процессом?
-- У меня иной взгляд на положение вещей. Я не считаю, что в филармонии в последние годы совсем не было интересных концертов. Если внимательно изучить абонементные книжки нынешнего сезона, то там можно найти имена Давида Герингаса, одного из лучших виолончелистов в мире, замечательного скрипача Бориса Белкина. В Большом зале филармонии будет дирижировать Пааво Берглунд, на фестиваль «Площадь Искусств» приедут Геннадий Рождественский, Женя Кисин, уже многие годы не посещавший страну, китайский пианист Ланг Ланг -- я уверен, его игра станет для петербургской публики приятным сюрпризом. И в прошлые сезоны в филармонии выступало немало ярких музыкантов -- дирижер Неэме Ярви, например.
-- Это верно, но по-настоящему хорошие концерты случаются все реже и реже. Я еще помню времена, когда к нам приезжали оркестры из Великобритании, Франции, Америки, Японии...
-- В те времена гастролями занималось государство. Так что и подобные вопросы адресуйте не ко мне, а к государству.
-- Нельзя же все привычно сваливать на государство. В Америке, например, государство культуру вообще никак не поддерживает.
-- Не забывайте, в Америке, в отличие от нашей страны, живет много богатых людей с достаточным запасом культуры, позволяющим осознать, что на академические жанры стоит давать деньги.
-- А еще там при каждом оркестре состоит по 30 человек, занимающихся поисками денег. А работа со спонсорами -- дело, требующее специальной подготовки, знаний и времени. У нас же в филармонии отдела общественных связей пока как такового нет.
-- Нет, так будет. Я лично, в отличие от прошлых лет, сегодня смотрю в будущее с оптимизмом. И надеюсь, что новая команда укрепит и поднимет престиж филармонии.
Беседовала Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ