Время новостей
     N°13, 26 января 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.01.2007
Уловка 5%
Министерство финансов придумало хитрый способ ограничения бюджетных расходов
Правительство вынашивало новый по сути Бюджетный кодекс целый год. И вчера -- с муками и компромиссами -- наконец одобрило его. Уступил на нынешнем этапе своим коллегам в основном министр финансов Алексей Кудрин. Но уступил тактически грамотно, решив главную для себя задачу -- сокращения и упорядочения государственных расходов.

Итак, вступая в период трехлетнего бюджетного планирования, г-н Кудрин окружил вверенную его попечительству казну всевозможными подушками безопасности. Помимо того, что в кодекс вводится статья-монстр, которая ограничивает дефицит бюджета 2% ВВП, помимо сохранившегося в неприкосновенности стабилизационного фонда в трехлетнем бюджете будет еще один вполне логичный резерв. Начиная с 2009 года ежегодно в бюджете страны будет зафиксирован «условный лимит» в размере 5% от всех предполагаемых расходов, который может быть использован только при непредвиденном сокращении государственных доходов. Такой своеобразный дополнительный стабилизационный фондик, заначка на черный день.

А то, что экономические условия ближайших лет будут не столь комфортными, как нынешние, главный финансист страны коллегам на вчерашнем заседании правительства пообещал твердо. По его словам, до сего дня доходы бюджета прирастали на 20--25% в год. Но такого счастья больше ждать не стоит. «В настоящий момент мы будем жить при более стабильных доходах, -- сказал г-н Кудрин, -- как весь мир». Мол, поэтому и нужен резерв, поэтому и наступает время более «жесткого отбора новых государственных обязательств». Министр финансов предупредил, что отныне брать на себя непосильную ношу бюджетного обременения возможно только в том случае, когда на 100% известно, что есть деньги для исполнения.

К фактическому сокращению бюджетных расходов на самом деле ведет и другое нововведение Бюджетного кодекса, которое предполагает «обязательное перечисление бюджетными учреждениями в казну средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности». Хотя Минфин утверждает, что эта норма носит исключительно контрольный характер. Дескать, если бюджетные учреждения каким-либо образом зарабатывают, то пусть они показывают свой доход, перечисляют его в бюджет, а на будущий год им ровно на столько же будет увеличена смета. В общем, коли ты живешь за госсчет, то живи «за стеклом» и все свои побочные заработки продемонстрируй. А если хочешь оказывать коммерческие услуги, но через бюджет деньги проводить не желаешь, то становись либо «автономным учреждением», либо еще каким-нибудь.

При этом Алексей Кудрин даже не скрывает, что нововведение взято из хорошо забытой практики Советского Союза, когда прибыль сдавалась в казну и чаще всего оттуда полностью не возвращалась к тем, кто ее заработал, а распределялась между «более нуждающимися». Практика, надо сказать, никакого экономического эффекта не приносящая, зато позволяющая министру финансов снять с «бюджетной шеи» тех, кто способен оказывать услуги не за счет государства, а самостоятельно.

Однако этот пункт предложений Минфина вызвал много недовольства присутствующих на заседании правительства. Так что заместитель министра финансов Татьяна Голикова вынуждена была как-то сгладить ситуацию: «Мы в рамках данных поправок не предполагаем никаких потрясений и революций». Они, очевидно, случатся потом, когда (если того захочет президент или правительство) будет принят отдельный закон на сей счет. «Пока же для бюджетных учреждений не должно быть никакого беспокойства», -- заявила г-жа Голикова.

В таком виде одобренный Бюджетный кодекс правительство направило в Думу.

Вера КУЗНЕЦОВА