|
|
N°219, 28 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Судан купил у Бен Ладена бизнес»
Африканское государство Судан, одна из бывших «вотчин» Усамы Бен Ладена (он выехал оттуда в Афганистан в 1996 году), входит в американский список «спонсоров терроризма». Сейчас, правда, Хартум выходит из изоляции -- 28 сентября отменены санкции ООН. Вчера в Москве побывал министр иностранных дел страны Мустафа ОСМАН ИСМАИЛ. В 60-е годы СССР активно сотрудничал с Суданом, однако в 1971-м суданская компартия, самая большая в Африке, попыталась свергнуть президента Джафара Нимейри. Он раскрыл заговор и казнил многих коммунистов, из-за чего Советский Союз разорвал отношения. Но сегодня препятствий для развития российско-суданских отношений нет, заявил министр спецкору газеты «Время новостей» Елене СУПОНИНОЙ.
-- Какова цель вашего визита?
-- В Судане обнаружены запасы нефти и газа, уже два года мы экспортируем нефть. Российские компании заинтересовались этим, хотя намного позже остальных. Еще нам нужны дороги, плотины -- одна стоимостью в 3 млрд долларов спроектирована вашим «Гидропроектом», деньги нашли через арабские фонды. В Африке во времена СССР ваша страна играла большую роль, сейчас это не так, хотя российское присутствие способствовало бы у нас стабильности. Россия не так активна и в урегулировании на Ближнем Востоке, хотя могла бы вместе с Европой и США подтолкнуть мирный процесс. Вопросов много: от проблем терроризма до реформирования Совета Безопасности ООН.
-- Что значит реформирование СБ ООН?
-- ООН была образована после второй мировой войны полусотней государств. Сейчас в нее входит 188 государств. В той же Африке многие получили независимость недавно. В СБ ООН же входит всего 15 государств, из них только 5 -- постоянные члены с правом вето. Необходимо расширить Совет. Целый континент, Африка, лишена настоящего представительства! Мы бы хотели два места для Африки среди постоянных членов, мы сами бы выбирали представителей.
-- Почему суданские власти так торопят российские компании, в частности «Славнефть», с решением по разработке нефтяных месторождений?
-- Потому что на наши нефтяные блоки выстроилась очередь, особенно после снятия санкций! «Славнефти» нужно очень много времени на раздумья. Это невозможно. Блоки должны быть распределены в срок. Если кто не укладывается, пусть уступит следующему. Крайний срок для договоренности -- середина января. Нет -- отдадим другим. Нас ничто не заставляет ждать до бесконечности.
-- Вы обсуждаете военное сотрудничество с Россией?
-- Суданская армия долго вооружалась советской техникой. У вас обучались наши военные специалисты. В последнее время мы разнообразили вооружения, однако суданские солдаты привыкли к вашему оружию. Конечно, мы обсуждаем это с Москвой. Речь о подготовке специалистов, закупках легкого оружия, запасных частей к старому оружию.
-- Это несерьезно! У России обычно хотят купить средства ПВО, С-300...
-- А что с помощью С-300 можно сделать?
-- Ну, сбить ракетой вражеский бомбардировщик.
-- Сбить или посадить?
-- Сбить, сбить.
-- Нет, нам этого не надо. Нас никто не бомбит. Впрочем, сколько такая штука стоит?
-- Ну, скажем, полмиллиарда долларов...
-- Дорого. Нет, это Судану не осилить. Такое мы можем только бесплатно получить. Бесплатно не дают, нет? А купить -- дорого очень.
-- Говорят, санкции с Судана сняли в сентябре из-за предоставления им некоей важной информации о международных террористах.
-- С июня 2000 года мы активно сотрудничаем в области борьбы с терроризмом. У нас работает команда от разных спецслужб США. На основании ее выводов мы договорились с американцами снять санкции еще в августе. Потом они попросили отложить на месяц из-за отпуска у президента Буша. И тут -- события 11 сентября в Нью-Йорке. Это просто совпадение, что санкции сняли именно после них.
-- Почему американцы сохранили свои санкции против Судана, позволив отменить международные?
-- По двусторонним санкциям мы ведем диалог. У США есть список государств, которые они считают поддерживающими терроризм, он обновляется каждый год в марте. Таким государствам США не предоставляют кредиты, не разрешают своим компаниям там работать. Судан в списке, по-моему, только потому, что в администрации США есть различные группы лоббирования. Однако чиновники в США, занимающиеся борьбой с терроризмом, удовлетворены сотрудничеством с Суданом. Госсекретарь Пауэлл на днях в беседе со мной благодарил за это. После снятия международных санкций неизбежна и отмена американских. Мы хотели бы наладить отношения с США, это крупное государство, которое могло бы помочь и Судану, и всей Африке и экономически, и политически.
-- Похоже, вы не опасаетесь, что после Афганистана США нанесут по Судану удары в рамках борьбы с терроризмом? А пресса только и говорит, что Судан -- в числе мишеней.
-- Пресса выдвигает то Ирак, то Судан, Йемен, Сомали, Сирию. Мы в слухи не верим и знаем, что по Судану -- нет ничего серьезного. В Хартуме американские агенты из спецслужб работают и довольны! О каких ударах может идти речь?
-- Часто напоминают, что Усама Бен Ладен посещал Судан?
-- Да он не только посещал, он жил в Судане более четырех лет. Он инвестировал в сельское хозяйство, особенно в животноводство, в строительство аэропортов, домов, дорог. Но в 1996 году Бен Ладен переехал в Афганистан. Причем перед этим он продал весь свой бизнес в Судане и после уже никогда не приезжал к нам.
-- И кому он продал бизнес?
-- Почти весь бизнес приобрело суданское государство. Еще несколько частных подрядчиков. Вместе с Усамой ушли и его сторонники. Никаких следов «Аль-Каиды» в Судане не осталось. Между прочим, Судан не устанавливал отношений с «Талибаном». Все это время в Хартуме Афганистан представлял посол от правительства Раббани, противника талибов. Ведь Раббани пользуется поддержкой афганского населения.
-- Правда, что известный исламский идеолог и суданский политик Хасан Тураби поддерживал отношения с Усамой? И что это одна из причин, почему Тураби под домашним арестом?
-- Бен Ладен жил в Судане более четырех лет, повторяю. Его жены, дети жили в Судане. Он делал у нас крупный бизнес. Естественно, он был знаком и с Тураби, и с другими. Тураби серьезный ученый, просветитель. Он многое сделал для ислама, для Судана. Многие считают его патриотом. Но он разошелся с властью по ряду вопросов, не имеющих отношения к Бен Ладену. Сейчас эти проблемы решаются. Если они решатся, домашний арест снимут, и Тураби, у которого есть своя партия, вернется к политической деятельности.
Беседовала Елена СУПОНИНА