|
|
N°11, 24 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бренды Рунета: перемена мест
На прошлой неделе компания Webscan Technologies опубликовала интернет-рейтинг "Топ-100 самых упоминаемых брендов Рунета", результаты которого удивили многих специалистов. Рейтинг 2006 года заметно отличается от предыдущих. В 2003--2005 годах первые строчки списка занимали в основном компании топливно-энергетического комплекса. Так, в 2003 году в первую тройку вошли ЮКОС, «Газпром» и футбольный клуб "Локомотив". В 2004 году лидировали ЮКОС, «Газпром» и ЛУКОЙЛ, а в 2005 году -- «Газпром», ЮКОС и Intel.
В 2006-м лидерство в рейтинге захватили ведущие информационные агентства России. На первом месте -- РИА Новости (7,4%), на втором -- Интерфакс (6,32%), замыкает тройку лидеров ИТАР-ТАСС (6,28%). Эти агентства опередили всех, даже сверхпопулярный ньюсмейкер "Газпром" занял лишь 4-е место.
Чем объясняется столь серьезная «смена позиций» и так ли она неожиданна? В качестве главной причины можно смело назвать совершенствование законодательства. Поправки к закону "Об авторских и смежных правах", вступившие в силу в 2006 году, привели к тому, что большая часть публикаций стала сопровождаться ссылками на первоисточник. Об этом, кстати, говорил и Владимир Серов, руководитель Webscan Technologies. Иными словами, законодательные поправки продемонстрировали свою эффективность и оказали влияние на рынок.
С другой стороны, на состояние рынка влияют не только нормативные акты. Там, где существует хотя бы какой-то выбор, потребители всегда демонстрируют умение "голосовать ногами", в данном случае -- «кликами». Для миллионов российских граждан из дорогого и в чем-то сомнительного удовольствия Интернет все больше превращается в полноценное средство получения информации. И чем качественнее и актуальнее информация, тем выше интерес к ней. Разумеется, это происходит не сразу, но постепенно возникает, а в какой-то момент становится доминирующей своего рода цепная реакция. Для среднестатистического интернет-пользователя сообщение, помеченное ссылкой на РИА Новости или Интерфакс, стало гарантией от подделки. Чем все активнее пользуются сайты, где большая часть информации заимствуется. Возник лавинообразный рост ссылок на достоверные источники.
Хотя авторы упомянутого рейтинга исключили в своем исследовании интернет-блоги и форумы, влияние последних на повышение цитируемости неоспоримо. Немаленькое онлайновое сообщество журналистов воспринимает оперативную информацию, а затем проверяет ее уже по надежным и официальным каналам, к которым относится та же группа информационных агентств. Как результат, лидеры рейтинга снова и снова упоминаются в шлейфе публикаций, сопровождающих любое событие.
Таким образом, ничего сверхординарного в общем-то на рынке не произошло. Перефразируя известное правило маркетинга, "хорошая информация продвигает себя сама". Что и случилось.
Игорь ЕЖИН