Время новостей
     N°11, 24 января 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.01.2007
Индийский гость
Что знает российский обыватель об Индии? Скажем прямо, мало что знает. Ну там Афанасий Никитин, «Не счесть алмазов в каменных пещерах», кино индийское, разумеется. Чай со слоном. Люди постарше помнят, как гоняли их встречать Индиру Ганди и кричать лозунги про дружбу: «Хинди-руси бхай-бхай!» А между тем Индия -- это страна, претендующая уже на первые роли в мире, и знать о ней следовала бы побольше. Начинающийся визит туда Владимира Путина должен этому способствовать. Но главная цель визита, надо полагать, не просветительская.

India everywhere

Индия, традиционный союзник сначала СССР, а потом России, явно находится на подъеме, начинает чувствовать свою силу. Становится одним из главных действующих лиц мировой политики и экономики. А Россия на этом подъеме остается важным, но, увы, уже не приоритетным партнером. Наш президент назвал Индию партнером естественным. Все верно, но не так давно, однако, мы были партнерами привилегированными.

Французская газета Le Monde считает, что минувший 2006 год был вообще годом Индии. Начался он с того, что именно Индии был посвящен Давосский экономический форум, а закончился подписанием беспрецедентного американо-индийского соглашения о сотрудничестве в области ядерной энергетики. Беспрецедентного хотя бы в том, что Индия всегда наотрез отказывалась подписывать договор о нераспространении ядерного оружия. Договор с американцами для индийцев был настолько важен, что, по мнению индийских же экспертов, правительство даже согласилось сделать реальные шаги по улучшению отношений со своим заклятым соседом -- Пакистаном.

Крупнейшие индийские бизнесмены выдвинули в 2006 году лозунг India everywhere, который был в том же 2006 году наглядно проиллюстрирован миллиардером-металлургом Лакшми Митталом. Акционеры нашей «Северстали» кое-что про это знают.

Соединенные Штаты, чья внешняя политика вовсе не сводится исключительно к борьбе с Ираком, Ираном и Северной Кореей, провели в отношении Индии, всегда считавшейся совсем не их союзником, несколько удачных маневров, закончившихся подписанием упомянутого соглашения.

Направления прорыва

Через десятилетие после старта к экономическим высотам Китая на взлетную полосу выруливает новый гигант. Самая большая в мире демократия с миллиардным населением и восьмипроцентным годовым экономическим приростом. Правительство которой, похоже, знает, чего хочет, и полагает, что знает, как этого добиваться.

Оно, во всяком случае, не делает попыток соревноваться с сильными мира сего в промышленном производстве. Но вот в информатике индийцы уже задали шороха. Здесь осуществляется чуть ли не половина всего мирового программирования.

Le Monde приводит слова одного из капитанов индийского океана информатики о том, что ему понадобилось 23 года для того, чтобы добиться миллиардного (в долларах) годового оборота, и 23 месяца для того, чтобы удвоить эту цифру.

Прорыв Индии в сферу высоких технологий способствует появлению предложения в областях, где их никто не ждал. Например, в здравоохранении. В 2005 году полутораста тысячам иностранных туристов-пациентов были сделаны операции в индийских клиниках. Операции эти обходятся оперируемым в разы, иногда в десятки раз дешевле, чем, например, в Северной Америке, и, по мнению некоторых наблюдателей, медицинский туризм уже в ближайшее время может превратиться в отрасль с многомиллиардными оборотами.

Бедная аграрная страна

Разумеется, все вышеизложенное не должно скрывать того факта, что Индия по-прежнему является бедной страной с очень бедным населением. ВВП в пересчете на душу населения составляет порядка 720 долл. (для сравнения: более 1700 долл. в Китае, около 7000 долл. в России). Две трети трудоспособного населения заняты в сельском хозяйстве в условиях острого дефицита перерабатывающей промышленности. Около 400 млн человек вынуждены жить на сумму, равную примерно 1 долл. в день.

В то время как страна оказывает медицинские услуги западным клиентам, полтора миллиона индийцев ежегодно умирает от туберкулеза. Треть населения страны неграмотно.

Но бедность населения вовсе не является преградой на пути экономических чудес. А дешевая рабочая сила вообще существенный козырь.

Да, сегодня лишь малая часть индийцев может похвастаться доступом к благам цивилизации. Лишь 30 с небольшим миллионов человек (3% населения) являются счастливыми обладателями авто- или мототранспорта, порядка 90 млн -- абонентами сотовой связи, и совсем уж крохи (7 млн человек) -- абоненты Интернета.

Но все это означает еще и то, что есть куда развиваться. Правительство пытается привлекать инвестиции прежде всего в инфраструктурные проекты. Прямоугольные башни -- дымоходы маленьких кирпичных заводиков, являющиеся неотъемлемой деталью придорожных пейзажей, дымят не переставая. Дороги уже вовсю строятся.

Дороги настоящие и будущие

Потенциал страны виден невооруженным глазом. Кстати о дорогах -- они, на взгляд автора этих строк, намотавшего многие тысячи километров по автострадам и проселкам на трех континентах, очень многое говорят о стране, ее общественном устройстве и перспективах. Любопытно было бы провести сравнительный анализ состояния дорог в странах BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай), т.е. ведущих стран с развивающейся экономикой. К сожалению, ничего не могу сказать о дорогах в Бразилии -- не был, не ездил. Читал только, что они иногда перегораживаются местными разбойниками, которые затем грабят водителей и пассажиров всех задержанных автомобилей. Само по себе характерный, конечно, штрих.

По российским дорогам, а также по дорогам Индии и Китая поездить пришлось. Россия, конечно, поражает прежде всего количеством ДТП. Причем порой кажется, что чем лучше качество дорожного покрытия, тем больше аварий. В Китае, где построены довольно приличные автострады, я ДТП не видел. Ни одного. Водят там не очень хорошо, но все одинаково. Без эксцессов.

Самые экзотические дороги, конечно, в Индии, самые скверные тоже. Но, проехав за два дня по ним около 800 км, я увидел только одно ДТП, и то в условиях нулевой видимости из-за тумана, которым славятся в зимнее время Дели и штат Харьяна. Только одно ДТП при том, что ко всем известным нам участникам дорожного движения в Индии добавляются мото- и велорикши. Верблюды и слоны. Мулы и лошади. Деловито спешащие куда-то макаки и праздно шатающиеся коровы. И все это сообщество отчаянно кричит, мычит, клаксонит и трубит. Вечером добавляются еще и сигналы светом. Однако через некоторое время начинаешь понимать, что вся эта какофония на самом деле имеет смысл. Сигналы подаются и для того, чтобы указать на опасность, и для того, чтобы предупредить о готовящемся маневре, и еще бог весть для чего. Самое поразительное, что это функционирует. И никто никого умышленно не подрезает, никто никому ничего не доказывает. Всем ведь надо ехать. А рядом уже строятся новые широкие автострады, страна разгоняется. И один из ее козырей -- это мирное сосуществование на одном пути различных субъектов. Индия ---демократия. Страна, где многие народы и народности зачастую не понимают друг друга, потому что говорят на разных языках. А по-английски говорят, естественно, далеко не все. И между тем политическое соперничество идет не по национальному признаку. Индия -- федерация, и центральное правительство не может навязать свою волю правительствам штатов. Это федеративно-демократическое устройство, с одной стороны, замедляет принятие решений (по сравнению с тем же Китаем, например), но с другой -- является если не гарантией, то во всяком случае предвестником того, что, взлетев, страна будет и дальше двигаться по восходящей.

Прагматики в дружбе и партнерстве

Политический и экономический прагматизм является основой нынешней политики Индии. И премьер-министр Манмохан Сингх, и министр иностранных дел Пранаб Мукерджи, принимавшие недавно группу руководителей российских СМИ, на все вопросы о привилегированных отношениях с Россией и новых отношениях с США воспитанно, вежливо, но решительно отвечали, что дружба с одними не отменяет дружбы с другими и что Индия считает своим неотъемлемым правом дружить и сотрудничать с тем, с кем пожелает.

Министр же торговли, получивший, видимо, несколько иное воспитание, проиллюстрировал состояние наших торговых отношений тем, что, не сочтя нужным выключить в своем кабинете телевизор, прочитал по бумажке констатацию того, что Россия покупает меньше индийского чая, чем когда-то Советский Союз, а затем увлекся отправкой SMS-сообщений со своего мобильного телефона, который не выпускал из рук...

У России и Индии есть и старые партнерские традиции, и доверие в геополитическом сотрудничестве. Но этого багажа сегодня уже мало. Надо выходить на новые рубежи, на инвестиции в привилегированное партнерство. Когда Индия осуществит свой экономический взлет, это будет уже намного сложнее.

Лев БРУНИ