|
|
N°10, 23 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Консенсус по-министерски
Кудрин и Греф наконец согласовали Бюджетный кодекс
Не прошло и года с момента начала аппаратных баталий, как Министерству финансов удалось согласовать поправки к Бюджетному кодексу с Министерством экономического развития. Правда, самостоятельно ведомства, возглавляемые амбициозными министрами Алексеем Кудриным и Германом Грефом, прийти к согласию не смогли. В процесс пришлось вмешаться премьер-министру Михаилу Фрадкову. Вчера на очередном совещании в правительстве под председательством г-на Фрадкова компромисс был найден.
Истинной подоплекой долгожданного компромисса стала необходимость того, чтобы макроэкономический блок правительства уже в феврале приступил к верстке бюджета -- причем не на год, как это делалось ранее, а впервые на целых три, с 2008-го по 2010-й. Верстать перспективный бюджет на такой срок без согласованного Бюджетного кодекса просто невозможно.
Минфин добился главного, ради чего стоило ломать копья. В Бюджетном кодексе появилась статья об ограничении дефицита бюджета. Он не может превышать 2% ВВП. Кроме того Министерство финансов сохранило в неприкосновенности статью о стабилизационном фонде. Иными словами, министр финансов Алексей Кудрин одержал новую серьезную победу над «партией увеличения государственных расходов».
На фоне вечной бюджетной «мерзлоты» уступки ведомства г-на Кудрина ведомству г-на Грефа выглядят не столь существенными, как это представлялось ранее. Хотя для обоих министров они, наверное, достаточно, как любят говорить наши чиновники, «чувствительные». Итак, министр финансов как последовательный противник увеличения госрасходов, а соответственно и государственных инвестиций, настаивал на том, что в Бюджетном кодексе про нелюбимую тему все будет написано предельно лаконично. Буквально, одной строкой, без разбивок на виды и подвиды государственных инвестиций. А министр экономического развития, не менее известный сторонник увеличения госинвестиций, никак не хотел соглашаться с этой позицией. И в результате добился того, что в Бюджетном кодексе осталась полная детализация росписи государственных инвестиций -- на федеральные целевые программы (ФЦП), федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП) и на программы ведомственные. Командовать всем этим «парадом», понятно, по-прежнему будет МЭРТ.
Помимо этого, благодаря нынешним поправкам в Бюджетном кодексе появится отдельная статья об инвестиционном фонде, включающая положение о том, что его остатки за год не будут аннулироваться, а станут переходить на следующий год, таким образом накапливаясь и создавая ресурс для увеличения госинвестиций.
В общем, МЭРТ остался «при своих». Что, похоже, сегодня очень важно для Германа Грефа, стремящегося сохранить свою влиятельность как министра-тяжеловеса. Правда, трудно сказать, насколько роль, которую МЭРТ зарезервировал в Бюджетном кодексе, на современном этапе реальна, а не виртуальна. Но то, что роль Минфина внутри правительства (если, конечно, поправки в Бюджетном кодексе будут одобрены кабинетом министров 25 января на очередном заседании, а после 1 февраля и Думой) несомненно возрастет, это политический факт.
Вера КУЗНЕЦОВА