Время новостей
     N°11, 24 января 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.01.2007
«Что ни волна, то откат»
70 процентов случаев коррупции в России не противоречат закону
Российские власти который год говорят о решимости покончить с коррупцией, но эти слова пока остаются пустыми декларациями. Однако, как подчеркивали вчера участники «круглого стола», проведенного Центром стратегических разработок (ЦСР), без политической воли власти, без эффективной координации всех ее ветвей разрушить коррупционную систему невозможно.

Показательные задержания и суды над чиновниками-коррупционерами (хотя их и становится все больше) на ситуацию в целом не влияют. Коррупцию в России уже давно называют системной, в том числе призванные бороться с ней представители Генпрокуратуры. А бороться с такой коррупцией только при помощи правоохранительных органов бесполезно, тем более что эти самые органы зачастую сами коррумпированы. Вряд ли кто будет спорить с необходимостью комплексного подхода, который подразумевает, в частности, совершенствование законодательства и усиление контроля над чиновниками. Немаловажная роль при этом отводится структурам гражданского общества и СМИ. Сейчас эти ресурсы совершенно не задействованы.

Давно признано, что окончательно и бесповоротно победить коррупцию невозможно. Об этом свидетельствует опыт развитых стран. Но государству вполне по силам существенно снизить уровень коррупции, чтобы она перестала влиять на экономику и извращать моральные устои. Об этом также свидетельствует зарубежный опыт.

Одним из проводников антикоррупционной политики государства стало Министерство экономического развития. Оно разрабатывает комплекс мер, которые, как надеются чиновники, позволят ликвидировать основы для коррупции, в том числе экономические и административные. Руководитель отдела экономических основ реформирования госслужбы и антикоррупционной политики Минэкономразвития Максим Паршин назвал в ходе вчерашней дискуссии более десятка мер, направленных на достижение этой цели (многие в той или иной степени уже реализуются). Среди них увеличение зарплат госслужащим и повышение открытости органов власти, сокращение избыточных функций ведомств и антикоррупционная экспертиза законодательства, предотвращение легализации незаконных доходов и борьба с инсайдом. Кроме того, МЭРТ выступает за сокращение участия государственных чиновников в советах директоров компаний. В том числе в крупных государственных монополиях, таких как «Газпром» и РАО «ЕЭС России», пояснил журналистам в кулуарах «круглого стола» г-н Паршин.

Для предотвращения коррупции в правоохранительных органах ведомство Германа Грефа предлагает запретить совмещение в них оперативно-розыскной, процессуальной и надзорной деятельности, а также проводить ротацию должностных лиц.

Лидер организации малого бизнеса «Опора России» Сергей Борисов уверен, что ротация должна проводиться каждые пять лет и не только в правоохранительных органах, но и в других структурах исполнительной власти. Это, на его взгляд, позволит нанести серьезный удар по чиновникам-взяточникам. Сегодняшнюю ситуацию, как считает г-н Борисов, вполне можно охарактеризовать анекдотом, который в ходу в определенных кругах в последнее время: «Отдыхает российский чиновник на море, смотрит на прибой и думает: все как у меня -- что ни волна, то откат». Чтобы оградить чиновников от возможных взяткодателей, Сергей Борисов предложил даже запретить им обедать и ужинать с предпринимателями, брать любые подарки. Возглавить же борьбу с коррупцией в России, на его взгляд, должно специальное бюро, подчиненное непосредственно президенту.

По убеждению председателя антикоррупционной комиссии Госдумы единоросса Михаила Гришанкова, прошлый год можно считать переломным в борьбе с коррупцией. Летом Госдума ратифицировала конвенцию ООН против коррупции и конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. «С февраля 2007 года Россия автоматически подпадает под режим международного контроля за реализацией этих конвенций», -- говорит парламентарий. Это означает, что предстоит править многие законы, в том числе вводить нормы, ранее в российском законодательстве отсутствовавшие. Например, поясняет г-н Гришанков, конвенции требуют введения уголовной ответственности юридических лиц, а «такого в российском праве нет». По оценке руководителя проекта административной реформы ЦСР Владимира Южакова, в России не менее 70% случаев коррупционных деяний стимулированы или прикрываются законами.

А вот от принятия всеобъемлющего закона о противодействии коррупции, судя по всему, решено отказаться. Как говорит депутат Гришанков, предполагается принять рамочный закон, содержащий основные понятия и положения, и уже в рамках его реализации вносить антикоррупционные поправки в Уголовный кодекс (УК), Уголовно-процессуальный кодекс (КПК), закон о государственной гражданской службе и другие законодательные акты. Например, рассматривается возможность выведения всех коррупционных преступлений в отдельную главу УК. Также ведется дискуссия на тему сокращения перечня лиц, привлекаемых к ответственности в особом порядке. Это касается, в частности, членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Кроме того, существуют предложения обязать должностных лиц декларировать не только доходы, но и имущество. Впрочем, не только должностных лиц, но и их ближайших родственников (Минэкономразвития также высказывается за введение этой нормы). «Будет серьезное сопротивление, но уверен, что эта норма будет в определенном виде реализована», -- говорит Михаил Гришанков.

Борцов с коррупцией не оставляет в покое и до сих пор сохраняющаяся возможность чиновников и депутатов заниматься бизнесом. Например, по закону о государственной гражданской службе чиновник обязан передать свои акции в управление государству. Однако механизм реализации этого обязательства до сих пор не разработан, сетует г-н Гришанков. «Необходима детальная проработка закона о лоббизме», -- добавляет депутат.

Между тем в минувший понедельник в Госдуму наконец поступил долгожданный законопроект об информационной открытости, который МЭРТ подготовил еще в 2003 (!) году, и с тех пор проект все согласовывался и согласовывался в министерствах и ведомствах. По оценке экспертов, правительственный проект оставляет желать лучшего: чиновники решились лишь немного приоткрыть дверь на свою кухню для сограждан. Дума, однако, при желании может многое поправить.

Впрочем, по российской традиции даже принятие закона не гарантирует его выполнение. Тут, как и в антикоррупционной борьбе в целом, без политической воли власти никак не обойтись.

Михаил ВОРОБЬЕВ
//  читайте тему  //  Борьба с коррупцией