В Госдуме отказались от идеи, вызвавшей протест представителей оппозиции, общественности и даже заместителя главы администрации президента Владислава Суркова, -- ввести мораторий на митинги, шествия и пикеты на две недели до и две недели после выборов. Вчера авторы законопроекта единороссы Павел Воронин, Игорь Баринов, Владимир Семаго, руководитель фракции ЛДПР Игорь Лебедев, член фракции «Родина» Андрей Жуков и независимый депутат, экс-спикер палаты Геннадий Селезнев внесли новый вариант документа, из которого была изъята скандальная норма. В то же время в законопроекте остались другие далекие от принципов демократии новшества: запрет на организацию митингов гражданам, осужденным за преступления экстремистского характера, а также имеющим неснятую и непогашенную судимости за подобного рода преступления. Документ предполагает и возможность отмены уже разрешенных акций «при наличии достаточных сведений о готовящихся противоправных действиях». Так что вполне возможно, что запрет на митинги до и после выборов будет не совсем отменен, а
реализован чуть более "изящным" способом.
Авторы законопроекта внесли его в Думу в четверг, 18 января, и начали отзывать документ назад уже в пятницу, 19-го, аккурат после встречи заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова с руководством «Единой России». Со стороны единороссов во встрече участвовали первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов, курирующий в партии идеологическую работу, секретарь президиума генсовета Вячеслав Володин и глава центрального исполкома Андрей Воробьев.
Однако депутат-единоросс Павел Воронин вчера в беседе с корреспондентом «Времени новостей» отрицал связь между встречей его коллег по партии с г-ном Сурковым и относительной либерализацией законопроекта. «Мы решили отозвать наш законопроект, потому что против моратория на митинги и шествия на две недели до и после выборов выступила Общественная палата», -- сказал парламентарий. В то же время, на его взгляд, в этой норме «ничего страшного нет». «Предположим, завтра возникла информация о планирующихся терактах. Мы должны быть к этому готовы. После 11 сентября на территории США не произошло теракта, поскольку они, как получали сигнал, сразу же вводили соответствующие режимы угрозы», -- напомнил депутат. При этом, правда, никаких законодательных запретов на митинги до и после выборов в США нет.
В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что запрету подлежат не «конкретные публичные мероприятия, организованные какими-либо общественными объединениями», а сама возможность проведения таких публичных мероприятий, как митинги, демонстрации, шествия и пикеты. Авторы утверждали, что такой подход исключает возможность принятия органами власти субъективных решений по отказу тому или иному человеку или общественной организации в проведении публичных мероприятий.
Как бы то ни было, теперь документ будет смягчен. И под запрет уже будут подпадать как раз конкретные публичные мероприятия и по субъективным решениям органов власти. Тем более что прописанная в новом варианте закона норма насчет "достаточных сведений о готовящихся противоправных действиях" оставляет пространство для весьма широких трактовок. Ведь степень достаточности таких сведений будут определять местные власти, которым организаторы митингов обязаны подавать заявки.
Подобные ситуации в России возникали уже не единожды, и политические эксперты даже придумали для них название -- «зондирование общественного мнения». Ярким примером такого зондирования можно назвать появление скандального законопроекта «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» весной 2004 года. Подготовленный правительством документ вводил настолько обширный перечень мест, запрещенных для проведения публичных мероприятий, что оппозиция тут же высказалась в один голос: «Нас гонят в лес и на пустыри». Особенно сильно возмутил запрет на проведение акций протеста вблизи зданий органов госвласти и представительств иностранных государств.
Тогда широким жестом российскую демократию защитил президент. Он раскритиковал законопроект на встрече со спикером Госдумы Борисом Грызловым, а затем лично внес поправки в документ. В результате принятый Госдумой документ разрешил гражданам собираться у любых административных зданий, за исключением резиденций главы государства, а также судов и тюрем.
Однако если два года назад общественная дискуссия растянулась на месяцы, то на сей раз события развивались стремительно -- процесс правки занял меньше недели. И пока обошлось без вмешательства президента.