|
|
N°219, 28 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прелести и горести заемщика
Авиакомпания «Трансаэро» созрела для выхода на фондовый рынок
Вчера компания объявила о начале размещения своих дисконтных векселей на сумму 120 млн руб. (что эквивалентно 4 млн долл.). Финансовым консультантом назначена инвестиционная группа «Русские фонды». Как сказал газете «Время новостей» директор Сергей Иванов, этот выпуск является лишь первым шагом: к середине 2002 года объем векселей «Трансаэро» в обращении увеличится до 200--300 млн руб., а в течение ближайших трех лет его предполагается довести до 50 млн долл. Кроме того, к концу следующего года на рынке появятся еще и облигации авиакомпании.
Первый заместитель гендиректора «Трансаэро» Александр Криничанский признал, что объем первого выпуска слишком мал и практического значения для финансирования компании не имеет. «Трансаэро» рассматривает этот выпуск скорее как способ «засветиться» на рынке, начать формировать свою кредитную историю.
Выпуск векселей разбит на четыре транша со сроками обращения от 2 до 9 месяцев и доходностью от 22 до 26,5%, что вполне соответствует рыночной конъюнктуре. Средняя доходность векселей на срок три месяца сейчас составляет примерно 23%, на полгода -- 24,2%, на год -- 26%. Правда, корпоративные облигации обходятся эмитентам на 2--4 процентных пункта дешевле. Но компания, по словам г-на Криничанского, сознательно пошла на выпуск именно векселей. «Это займет меньше времени, чем выпуск облигаций», -- пояснил он.
Как подтвердили газете «Время новостей» эксперты, векселя -- самый быстрый и простой путь привлечь деньги. По словам начальника управления финансовых операций Росбанка Николая Ермолаева, эмиссия облигаций, например, занимает минимум полтора--два месяца и требует предоставления огромного количества информации о компании-эмитенте. К тому же, по словам Александра Корчагина из ИК «Проспект», вексельный рынок -- наименее регулируемый сегмент фондового рынка. «В этом его прелесть и одновременно горе: если вексель не погашается, с ним можно идти прямо в суд и арестовывать имущество», -- считает он.
Однако в успехе программы эксперты не уверены. Темных лошадок не любят даже слишком рискованные инвесторы, а крупные игроки просто не смотрят в их сторону. «Скорее всего потенциальный кредитор уже имеется», -- предположил г-н Ермолаев. А комментарий специалистов одной из крупных инвестиционных компаний вообще был таков: «Вряд ли «Трансаэро» хочет создать имя на рынке. Просто позарез понадобились деньги, а векселя с учетом всего негатива вокруг ее финансового состояния -- единственный способ их привлечь».
Объем всего вексельного рынка России оценивается примерно в 150 млрд руб. и составляет около 30% оборота по ценным бумагам (без учета операций банков). При этом дневной оборот составляет около 5 млрд руб. В последнее время вексельный рынок заметно оживился. Увеличилось число игроков, появились новые эмитенты. Однако первую скрипку по-прежнему играют бумаги «Газпрома» -- крупнейшего векселедателя. По оценкам игроков, на них сейчас приходится порядка 50--70% рынка. За газовым концерном следуют ТНК и Сбербанк, но их векселя менее популярны.
Елена МЯЗИНА, Михаил КУКУШКИН