Время новостей
     N°10, 23 января 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.01.2007
Чернорабочая перспектива
Места гастарбайтеров из СНГ и Центральной Азии займут африканцы
Амнистия трудовым мигрантам, рассматриваемая официальными российскими властями исключительно как крайняя мера, может оказаться единственной панацеей для преодоления в России естественной убыли населения и нехватки компенсаторных трудовых ресурсов. К такому выводу пришел Всемирный банк в своем докладе «Миграция и денежные поступления от работающих за границей граждан в странах Восточной Европы бывшего Советского Союза», озвученном вчера ведущим экономистом ВБ Али Мансуром.

Наша страна, которая еще осенью прошлого года начала «защищать экономические интересы коренного населения» посредством зачистки местных рынков от иностранцев, оказалась на втором месте после США по численности проживающих мигрантов. Эксперты ВБ не стали откровенно упрекать российские власти за очевидное ужесточение «миграционного режима», но рекомендовали проводить более взвешенную политику, руководствуясь не только внутренними, но и геополитическими интересами страны.

Четвертое место в списке «принимающих», сразу после третьей Германии, заняла Украина, за ней идут Франция, Индия, Саудовская Аравия и Австралия. Казахстан и Польша занимают, соответственно, девятое и десятое место. Массовый рост географической миграции в Европе и Центральной Азии породил феномен так называемых «статистических мигрантов», граждан, длительное время проживающих в стране, но родившихся за ее пределами. И если большинство миграционных потоков (42% уезжающих) из государств Восточной Европы и Центральной Азии направлено в Западную Европу, то пунктом назначения для большинства (80%) эмигрантов в СНГ являются более развитые страны Содружества. Для восточноевропейцев место привлекательного в 1990-х Израиля сегодня заняла Германия, а на постсоветском пространстве главной «страной назначения» остается Россия. По прогнозам Всемирного банка, несмотря на то, что по сравнению с началом 90-х потоки переселенцев поиссякли, «внутренняя миграция в странах с переходной экономикой в регионе Европы и Центральной Азии, по всей вероятности, будет далее увеличиваться по мере роста спроса на рабочую силу вследствие снижения уровня рождаемости на большей части территории региона».

В докладе Всемирного банка отмечается, что трудовые мигранты кормят не только свои семьи, но и свои страны. Так, миграционные денежные потоки, которые авторы доклада оценивают в 19 млрд долл. ежегодно, в некоторых странах составляют сумму, превышающую объемы иностранных инвестиций. В общей сложности мигранты приносят более 5% национального дохода девяти странам бывшего коммунистического лагеря. Три четверти денег посылается мигрантами, работающими в странах Европейского союза, и десятая часть -- теми, кто работает в странах бывшего СССР.

Отток капитала в сопредельные государства через «миграционные» каналы давно уже беспокоит российских чиновников и депутатов, с энтузиазмом подсчитывающих, сколько вывезли таджикские дворники и украинские строители. Но специалисты ВБ считают, что и эту проблему стоит рассматривать с нескольких сторон. В частности, подсчитывая сиюминутные потери, не стоит забывать о том, что в будущем эксперты предрекают сокращение численности трудоспособного населения практически во всей Европе и Центральной Азии, что повлечет за собой более ожесточенную борьбу за трудовые ресурсы между «продвинутыми» государствами региона. «Более обеспеченные страны Евросоюза и государства СНГ со средним уровнем доходов смогут привлечь таких рабочих из остальных стран региона, -- говорится в докладе. -- Однако в целом спрос должен будет удовлетворяться уже за счет других регионов, возможно, из Африки и Азии».

Легальность же этих потоков будет зависеть от миграционного законодательства, которое, по мнению разработчиков документа, сегодня грешит «чрезмерным сдерживанием значительного по масштабам предложения» неквалифицированной рабочей силы «без попыток эффективно сбалансировать такое предложение с внутренним спросом на неквалифицированных рабочих-мигрантов». «В результате такая политика не в состоянии сдерживать многочисленную и увеличивающуюся когорту нелегальных мигрантов», -- заключают специалисты ВБ. По мнению аналитиков банка, чтобы миграция была выгодна всем трем сторонам (странам выезда, принимающим странам и собственно мигрантам), европейским государствам следовало бы лучше координировать миграционную политику.

В частности, доклад предлагает странам -- участницам миграционных процессов в Европе и Центральной Азии создавать механизмы, которые могли бы направлять гастарбайтеров в сектора, где собственные рабочие ресурсы задействованы незначительно, чтобы приезжие дополняли, а не заменяли местных работников. «Готовых решений для проведения эффективной миграционной политики не существует, однако одним из вариантов является сочетание временной миграции и стимулов для возвратной или циклической миграции. Благодаря последней мигранты могли бы в течение непродолжительного времени находиться за пределами родины, не увеличивая при этом масштаба постоянной миграции», -- заключил в своем докладе г-н Мансур.

Юлия ХОМЧЕНКО