|
|
N°9, 22 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Картель по обмену активами
Россия и Алжир «вооружились» газом и мирным атомом
Два крупнейших поставщика газа в Европу -- Россия и Алжир -- продолжают разыгрывать карту партнерства на глазах у ЕС. Вчера глава Минпромэнерго Виктор Христенко сначала осмотрел один из алжирских заводов по производству СПГ, а затем подписал меморандум о сотрудничестве с министром энергетики и горнорудного дела этой страны Шакибом Хелилем. Сегодня в рамках визита российской делегации в Алжир состоится заседание управляющего комитета «Газпрома» и Sonatrach, действующего в рамках подписанного прошлой весной меморандума о взаимопонимании между госкомпаниями. На нем будут обсуждаться конкретные предложения сторон по обмену активами в сфере газодобычи. «Газпром» предложил алжирской стороне восемь объектов в добычном сегменте, из которых алжирская компания отобрала для себя четыре, -- передает слова г-на Христенко, который не стал называть эти проекты, РИА Новости. Он назвал предложение «Газпрома» достаточно интересным. Сейчас, по его словам, алжирская сторона формирует свои варианты обмена активами. «Газпром» заинтересован в адекватном участии в Алжире», -- подытожил министр.
Днем ранее г-н Хелиль назвал идею создания картеля экспортеров газа преждевременной. «Сейчас рано говорить о газовой ОПЕК, потому что газовый рынок отличается от нефтяного. Благодаря СПГ газовый рынок может стать таким же динамичным, как нефтяной, через 20--30 лет, -- цитирует его Reuters. В настоящее время, считает он, единого газового рынка нет, а есть несколько сегментов, каждый из которых регулируется по своим правилам, в зависимости от наличия терминалов и трубопроводов. Впрочем, если сотрудничество «Газпрома» и Sonatrach дойдет до обмена долями в месторождениях, разговоры о «газовой ОПЕК» покажутся детской сказкой, по крайней мере для европейцев. Ведь вместе Россия и Алжир обеспечивают примерно 40% потребностей ЕС в газе. И снизить эту долю с учетом планового роста экспорта из этих стран практически невозможно. Энергетические связи двух поставщиков в этом случае будут намного сильнее, чем между участниками рыночного сговора, где коммерческие и политические интересы зачастую сильно разнятся.
Напомним, что ранее об обмене газовыми активами на высшем политическом уровне говорили представители России и Ирана -- Владимир Путин и Махмуд Ахмадинежад. То есть налицо попытки Москвы как можно крепче (что может быть сильнее совместного владения активами) привязать к себе главного действующего и основного потенциального конкурента на европейском рынке газа. Потому что все прекрасно понимают: рано или поздно значительный объем иранских запасов (26,9 трлн кубометров) превратится в поставки в Евросоюз. Вполне возможно, что координация позиций Москвы, Алжира и Тегерана проявится на ближайшем форуме экспортеров газа, который пройдет в апреле в Катаре.
К газовым связям с Алжиром в скором времени могут добавиться и ядерные. По инициативе алжирской стороны в текст подписанного вчера меморандума был включен пункт о взаимодействии в сфере создания в стране ядерной энергетики. «Работа экспертов будет начата в ближайшее время», -- сообщил г-н Христенко. Мы очень рады, что в меморандуме есть упоминание о сотрудничестве в ядерной энергетике", -- сказал в свою очередь г-н Хелиль. Очевидно, что очередной российский проект по экспорту мирного атома в арабский мир не встретит особого энтузиазма в Вашингтоне. Впрочем, Москва явно рассматривает это не как сдерживающий фактор, а скорее наоборот, как стимул к активным действиям.
Алексей ГРИВАЧ