|
|
N°9, 22 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В ожидании второй победы
Полиомиелит оказался упорнее черной оспы
Тотальная вакцинация давно признана медиками одним из наилучших способов борьбы с опасными инфекциями. Массовые прививки теоретически способны если не полностью уничтожить болезнетворные вирусы и бактерии, то хотя бы снизить заболеваемость до статистического минимума. Но, по-видимому, единственной заразной болезнью, которую удалось полностью победить с помощью вакцин, остается легендарная черная оспа, эпидемии которой веками опустошали Старый Свет. Последний зафиксированный врачами случай заражения этой инфекцией относится к 1979 году, и случился он в далекой от гигиенических и медицинских стандартов африканской стране Сомали. С тех пор возбудители черной оспы существуют лишь в пробирках и в природе не встречаются, а дети и подростки уже лишены сомнительной радости носить на плече отметину от привитой в раннем возрасте вакцины.
Вторая серьезная попытка избавиться от распространенной инфекции пришлась на 90-е годы прошлого века, когда Всемирная организация здравоохранения вела кампанию против полиомиелита -- опять же с помощью тотальной вакцинации детей. Однако обеспечить полный охват многомиллиардного населения Земли не удалось: врачам трудно было добираться до медвежьих углов и бедных районов Африки и Азии. Сроки, на которые ВОЗ назначала окончательную победу над полиомиелитом (сначала 2000-й, а потом и 2005 год), срывались. Тем не менее удалось добиться двух важных вещей: сформировать список полностью вакцинированных стран, названных «свободными от полиомиелита», и снизить общую заболеваемость на планете до минимальных цифр.
В апреле прошлого года глава программы ВОЗ по искоренению полиомиелита Дэвид Хейманн утверждал, что в 2005 году из-за этой инфекции было парализовано около двух тысяч детей, тогда как в 1988 году ежедневно заболевали тысячи. А гендиректор ВОЗ перед прошлогодним саммитом «большой восьмерки» в Петербурге просил у великих держав 4 млрд долл. на окончательную победу над болезнью. Тем не менее в ближайшие несколько лет уничтожить полиомиелит и окончательно отказаться от прививок вряд ли удастся.
Впрочем, поставить барьер между человеком и микробом можно не только с помощью вакцин. Подчас гораздо эффективнее работает не защита людей, а контроль над источником инфекции. Классическим примером такого рода можно считать противомалярийные мероприятия. Во многих регионах мира для локальной победы над этой болезнью хватает осушения или химобработки болот, где размножаются комары -- переносчики возбудителя малярии. В прошлом веке с помощью антикомарийных мер эта инфекция была вытравлена, к примеру, на юге нашей страны и в Италии. Риск вспышек бубонной чумы резко снижается, если эпидемиологи контролируют так называемые природные очаги инфекции и следят, чтобы бациллы не передавались от грызунов к человеку.
Наконец, ряд инфекций не требуют постоянной вакцинации просто потому, что при соблюдении элементарных правил гигиены шанс человека встретиться с болезнетворными вирусами и бактериями просто минимальный. К примеру, и ВОЗ, и другие международные организации из года в год поднимают вопрос доступа людей к чистой воде. И дело не только в том, что ее пить приятнее, чем мутную жижу: простое хлорирование лишает врачей существенной части их работы. Наличие хорошего водопровода и надежной канализации в борьбе с холерой, дизентерией и другими кишечными инфекциями куда эффективнее, чем любые сильнодействующие лекарства.
Владимир ДЗАГУТО