Российские парламентарии подвели в конце минувшей недели итоги самого конфликтного проекта программы модернизации образования на протяжении последних лет. Законопроект о едином государственном экзамене получил одобрение большинства депутатов Госдумы. И теперь уже уверенно можно утверждать, что ЕГЭ станет обязательным для школьников и высших учебных заведений с 2009 года. Лишь несколько передовых вузов получат право проводить свои дополнительные вступительные испытания, и список этих привилегированных институтов и университетов будет утверждаться специальным правительственным постановлением. Несмотря на то что законопроект о ЕГЭ принят только во втором чтении, нынешняя версия документа, по сути, является и окончательной. Для третьего чтения остались лишь немногочисленные и исключительно редакторские поправки. О том, как велась борьба за закон в парламенте и в регионах, корреспонденту «Времени новостей» Кириллу ВАСИЛЕНКО рассказал руководитель Федерального агентства по надзору в сфере образования («Рособрнадзор») Виктор БОЛОТОВ.-- Казалось, к единому экзамену в обществе сложилось скорее критическое отношение. Как вам удалось получить более 300 голосов «за» в Думе?-- А давайте посмотрим. В каждом субъекте федерации добровольно решается вопрос об участии в едином экзамене. В 2007 году только три региона останутся вне эксперимента по ЕГЭ -- Нижегородская область по своим принципиальным соображениям, Приморье, которое будет вступать в эксперимент с 2008 года, и Чеченская Республика (из соображений безопасности при проезде школьников к центру приема экзамена). Только три региона! А данные опросов общественного мнения в регионах, которые три-четыре года принимали участие в эксперименте, показывают, что подавляющее большинство детей выпускных классов, родителей и учителей поддерживают форму ЕГЭ. Эксперимент по единому экзамену как раз пользуется поддержкой. И депутаты это знают.
-- Единый экзамен станет обязательным для россиян с 2009 года. Но ряд элитных вузов получит освобождение от ЕГЭ. Когда будет готов список?-- Не раньше вступления закона в силу. Предварительная работа в этом направлении уже ведется, совместно с Советом ректоров.
Хочу уточнить по поводу «освобождения». Вузы получат не только права, но и обязанности. Они должны будут заранее предупреждать абитуриентов о своих особых экзаменах. Законопроектом определено, что полная информация о приемной кампании в вуз должна быть доступна для всех интересующихся не позднее 1 февраля каждого года. При этом Минобразования и науки и соответственно «Рособрнадзор» ставят условие, чтобы в вузах не проводились дополнительные испытания по тем предметам, по которым в этих же вузах организована специальная подготовка, курсы для абитуриентов. Иначе будет нарушен принцип равных условий для поступающих.
-- А если школьник не собирается получать высшее образование, ему все равно придется сдавать ЕГЭ?-- Все школьники должны проходить государственную итоговую аттестацию, иначе говоря, выпускные экзамены после завершения обучения. Согласно законопроекту, школьники будут сдавать их в форме единого государственного экзамена. Независимо от планов продолжить обучение на более высокой ступени. Правда, есть исключения -- для детей, у которых есть проблемы со здоровьем, и ребят, находящихся в специализированных учреждениях для детей с отклонениями в поведении.
-- Изменится ли при этом перечень экзаменов, обязательных для итоговой аттестации?-- Это вопрос, который сегодня как раз обсуждается с профессиональным сообществом и с родителями. Сейчас все школьники
в обязательном порядке сдают русский язык и математику, другие предметы можно выбирать.
К слову, при проведении ЕГЭ в последние годы было поставлено очень много двоек по математике. И причина этих двоек далеко не всегда в том, что дети абсолютно не способны к математике. А в том, что математика зачастую преподается и требуется на экзаменах на углубленном, а не базовом уровне. Кстати, не случайно в эксперименте по профильному обучению в старших классах предусмотрено два уровня по математике: базовый и профильный. И если школьник уже с девятого, скажем, класса твердо нацелен на гуманитарную специализацию, то справедливо ли наказывать его за незнание математики на углубленном уровне?
Есть предложение сделать обязательным только один русский язык. Обсуждается возможность увязать второй обязательный экзамен с профилем школы. В этом случае математики будут сдавать свой профильный экзамен, а гуманитарии свой -- например историю.
-- Ходят слухи, что аналогичное ЕГЭ испытание придется проходить и всем выпускникам девятых классов в России -- так называемый единый муниципальный экзамен. Есть у вас такие планы?-- Эксперимент по независимой оценке итогов девятилетки ведется уже четыре года и имеет большую перспективу. Мы все понимаем, что пятерки, поставленные в двух соседних школах, могут сильно различаться по качеству. При приеме детей в старшие классы педагоги не доверяют оценкам, поставленным их коллегами в другом учебном заведении, и всеми правдами или неправдами проводят свои вступительные испытания. Чтобы снять эту проблему, мы предложили регионам -- создайте муниципальную экзаменационную комиссию, в которую войдут преподаватели всех школ, и проверяйте вместе знания выпускников 9-го класса. Опыт понравился многим муниципалитетам. К школам присоединились техникумы, направив своих представителей в экзаменационные комиссии. В эксперимент включилось уже больше половины субъектов федерации.
-- Кстати, по поводу единого экзамена в ректорской среде существует такое же расхожее мнение: 70 баллов по иностранному языку, поставленные в Москве и, скажем, в Якутии, сильно различаются по качеству...-- В Москве не проводится оценка знаний по иностранных языкам в рамках единого экзамена. Но такие мнения действительно существуют. Ректоров этот вопрос, разумеется, беспокоил далеко не в последнюю очередь. И был проведен мониторинг -- как дети, поступившие в вуз по результатам ЕГЭ, сдают первую сессию, и как оценки, полученные на первой сессии, коррелируются с баллами по ЕГЭ. Данные МГТУ им Баумана, Высшей школы экономики, Физтеха показывают, что ребята, успешно сдающие единый экзамен где бы то ни было, успешно сдают и первую сессию. И тройки и пятерки по ЕГЭ соотносятся с тройками и пятерками, полученными ими на сессии. Так что подобные разговоры -- домысел и спекуляция противников ЕГЭ.
-- Согласно прогнозам демографов, из-за спада рождаемости 90-х вузы вскоре могут столкнуться с недостатком абитуриентов. Означает ли это, что в студенты будут «брать» всех желающих, или все же сохранится некий минимальный уровень знаний для поступления в вуз?-- Очень хороший вопрос: проблема существует бесспорно. Анализируя результаты поступления в вузы при проведении государственной аккредитации, мы, к сожалению, нередко фиксировали, что в студенты зачисляли ребят, у которых были школьные двойки (это 15--20 баллов по ЕГЭ). Именно поэтому министр образования и науки Андрей Фурсенко поставил задачу по определению нижней допустимой для абитуриента границы знаний. Эта норма пока не нашла своего отражения в законе, но над реализацией идеи мы работаем.
-- С первых же дней эксперимента по ЕГЭ утверждалось, что он выравнивает возможности для поступления в вуз ребят из отдаленных регионов и сел, семьи которых не могут себе позволить отправить ребенка на вступительные экзамены в крупный город. Многие ли воспользовались такими возможностями? Есть ли статистика?-- Статистические исследования проводились. В каждом субъекте федерации через два-три года после введения ЕГЭ на 10--15% возрастало число студентов из сельской местности и малых городов. Вузы Москвы и Санкт-Петербурга, которые принимают по результатам единого экзамена, с каждым годом фиксируют увеличение числа иногородних студентов. Благодаря ЕГЭ увеличилась и миграция молодых людей между регионами. Например, в Самарской области число ребят, поступающих в вузы соседних субъектов федерации, с каждым годом увеличивается на 1,5--2%. Так что все так и есть -- единый экзамен увеличивает и доступность высшего образования, и мобильность наших абитуриентов.