|
|
N°10, 23 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Местный нацпроект
Главные политические инициативы центра в регионах используют для саморекламы
В российских регионах национальные проекты используются преимущественно как пиар-средство региональных властей. А самым популярным нацпроектом у населения и прессы остается "Доступное и комфортное жилье". Такой вывод можно сделать на основании данных исследования освещения национальных проектов в региональной прессе, подготовленного специально для «Времени новостей» аналитическим центром Public.ru.
Для проведения исследования были отобраны по два ведущих издания из каждого региона. Оно касалось освещения в прессе реализации национальных проектов с февраля по декабрь 2006 года.
Бесспорным лидером в освещении нацпроекта «Здоровье» стала Ивановская область -- ежемесячно этой теме посвящалось порядка 15 материалов, а всплески активности были зафиксированы в марте и сентябре. Подобный интерес местной прессы исследователи из Public.ru объясняют просто: именно в эти периоды отмечалась и небывалая активность местных властей в реализации проекта. Речь шла, в частности, о выплатах медработникам, о проведении диспансеризации и вакцинации, о техническом оснащении медицинских центров. Настоящую пиар-акцию устроили местные СМИ из визита в область министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, передавшего ивановским медикам 68 машин скорой помощи.
Такая же картина и в Мурманской области, где ежемесячно журналисты двух ведущих изданий писали порядка 14 материалов на эту тему. Причины интереса к проекту здесь те же: оживленная деятельность местных властей, а также визит в область полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова, который также интересовался реализацией этого нацпроекта. Активно тиражировалась в СМИ также информация о поступлении в область вакцины против гепатита В. В отличие от этих регионов, в Якутии население почему-то больше следило за работой федеральных, а не региональных властей. Всплеск интереса к нацпроекту «Здоровье» совпал, в частности, с выступлением президента Владимира Путина с ежегодным посланием к Федеральному Собранию.
В освещении нацпроекта «Образование» лидерами стали Ивановская и Тульская области, а также Республика Башкортостан, продемонстрировавшие одинаковые результаты, -- в среднем 13 публикаций в месяц. Наибольший интерес всех региональных изданий был сосредоточен также на деятельности местных властей. Самыми актуальными для жителей оказались действия властей по техническому оснащению школ, в том числе широкополосным Интернетом, и программа «Сельский автобус». При этом в статьях, посвященных данной тематике, активно фигурировали представители властных структур, в частности губернатор Ивановской области Михаил Мень и вице-губернатор Тульской области Алексей Кораблев.
У башкирской прессы были "ньюсмейкеры" рангом повыше: вице-премьер Дмитрий Медведев и министр образования Андрей Фурсенко, приехавшие в августе на республиканское совещание по образованию. То ли высокопоставленные гости стали тому причиной, то ли обсуждение низких учительских зарплат в присутствии президента Муртазы Рахимова, но газеты в августе опубликовали в три раза больше материалов по этой тематике, чем обычно.
В освещении нацпроекта «Развитие АПК» со значительным отрывом лидирует Калужская область. В тройке лидеров также оказались Республика Мордовия и Саратовская область. В Калужской области среднемесячный уровень активности изданий составил порядка 20 статей. При этом в исследуемый период было зафиксировано четыре пика активности, когда количество материалов превышало 30. Центральным событием в регионе стало майское выездное заседание коллегии Министерства сельского хозяйства России. А в декабре пресса активно писала о том, как главы районов отчитываются о действиях, предпринятых в рамках подпрограммы «Стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе».
В Саратове региональные власти, пожалуй, поступили разумнее всех своих коллег из других регионов. Интенсивное освещение реализации нацпроекта по развитию АПК в прессе Саратовской области, вероятно, не в последнюю очередь вызвано тесным сотрудничеством местных властей с журналистами. Власти организовали даже заседание «круглого стола» на тему «Региональная пресса как ресурс эффективной реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» -- и об усилиях областного правительства по улучшению жизни на селе сразу узнали и жители, и участвующим журналистам волей-неволей пришлось отписать в своих изданиях эту тему. С другой стороны, "слишком" информированное население предъявило местным властям и претензии: когда в сентябре в Москве состоялась Всероссийская акция протеста в защиту интересов сельского населения, в Саратове поддержали эту инициативу и провели пикетирование областной Думы. Сельчане выразили недовольство тем, что Саратовской области, которая занимает четвертое место в России по производству сельхозпродукции, на реализацию целевой программы «Развитие АПК» до 2010 года выделено в нынешнем году меньше обещанного и необходимого.
Вопросы демографической политики чаще всего обсуждались в прессе Республики Саха (Якутия), Калужской и Тульской областей. Тематике демографической политики якутские газеты посвящали семь-десять публикаций в месяц. Однако явный всплеск активности СМИ был отмечен в мае, когда президент Владимир Путин представил новую политику кардинального улучшения демографической ситуации в своем ежегодном послании Федеральному Собранию. Информационный «шлейф» этого события давал о себе знать на протяжении всего последующего года. Публикации об июньском Дальневосточном форуме матерей и указе президента Якутии Вячеслава Штырова о мерах по улучшению демографической ситуации удерживали интерес населения к этой теме на постоянном уровне.
В Калужской области отмечались похожие тенденции. В первые месяцы года упоминания о демографических проблемах носили спорадический характер (четыре-шесть статей в месяц), зато в мае-июне эти темы стали ведущими: пресса буквально взорвалась комментариями о президентском видении демографической проблемы. «Главный нацпроект -- «сбережение» народа» -- такой вывод сделала из послания президента газета калужская «Весть». Активно обсуждали в прессе проведенное Михаилом Зурабовым в Калуге заседание межведомственной рабочей группы по нацпроекту «Здоровье» и демографической политике, где участники признали, что число умирающих в области втрое превышает количество рождающихся, а диспансеризация населения началась с опозданием.
В отличие от темы демографии, обсуждение нацпроекта по созданию рынка доступного жилья повсеместно носило равномерный характер. Причем региональные издания считают его одним из самых проблемных. Поэтому интерес к проекту был привлечен изначально, вне зависимости от активности местных властей. Вопрос актуален для всех регионов, поэтому и писала пресса не только об акциях, устроенных местными властями для создания информационного поля, но и о прокурорских проверках по поводу расходования выделенных средств, и об отсутствии финансирования из центра. Особенно сильно возмущались северяне. Газеты Якутии, к примеру, растиражировали высказывания президента Вячеслава Штырова, уверяющего, что по проекту «Доступное жилье» никакой ясности нет, а вся схема рассчитана на Москву и Санкт-Петербург.
С точки зрения власти, вывод напрашивается очевидный: негативные последствия той или иной проводимой властями политики люди от Москвы до Камчатки замечают и так, без подсказок, зато для популяризации своих замыслов и идей, непосредственно не бьющих по карману граждан (и даже наполняющих его), «пиар» необходимо создавать на уровне региональных и местных властей, как можно "ближе к человеку". Как показала статистика, интенсивность освещения национальных проектов в регионах во многом зависела от активности местных властей в данном направлении.
Это, впрочем, касается не только национальных проектов, но любой идеи, продвигаемой федеральными властями. Машины скорой помощи, привезенные в город или сельский район лично федеральным министром, создадут чиновнику такую популярность, которую не смогут перебить никакие скандалы, о которых в российских регионах могут узнать из центральных СМИ.
Ирина СКЛЯРОВА