|
|
N°9, 22 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Победа без портфелей
Радикалы преуспели, правительство Сербии сформируют другие
Состоявшиеся вчера в Сербии парламентские выборы не выявили явного лидера. Сербов, готовых и дальше идти в Единую Европу с прозападными демократами, набралось примерно столько же, сколько и приверженцев радикалов-националистов. Наибольшее число голосов по состоянию на вечер вчерашнего дня набирала Сербская радикальная партия (СРП). Но и ей, похоже, не удалось перешагнуть 50-процентный барьер и получить право на формирование правительства.
Второе-третье места оспаривали коалиция «Демократическая партия Сербии -- Новая Сербия» премьер-министра Воислава Коштуницы и Демократическая партия (ДП) сербского президента Бориса Тадича. Скорее всего они вновь и создадут правящую коалицию. Конституция отводит на формирование кабинета три месяца. Россиянам же не стоит беспокоиться при любом раскладе: традиционно дружественным сербо-российским отношениям ничто не угрожает.
Сербские радикалы сплачивают протестный электорат под лозунгами борьбы с коррупцией, противостояния Западу в вопросе о Косово и объединения всех сербов на Балканах. В феврале 2003 года председатель партии Воислав Шешель добровольно отправился в Гаагский трибунал. 52-летний политик обвиняется в военных преступлениях и преступлениях против человечности в период кровавого распада Югославии в первой половине 1990-х годов. Шешель пообещал отстаивать в Гааге сербское дело и превратить трибунал в «посмешище». Его политический наказ и стал предвыборной программой радикалов. Шешель призвал сербов не отдавать Косово и укреплять отношения с Россией. Кроме того, СРП против выдачи Гаагскому трибуналу экс-лидеров боснийских сербов Радована Караджича и Ратко Младича (они могут скрываться где угодно на Балканах, в том числе в Сербии).
На выборах 2003 года СРП получила 28% голосов. ДПС Коштуницы -- 18%, ДП Тадича -- 13%. Правящую коалицию тогда сформировали обе демократические партии вкупе с Сербским движением обновления (СДО) нынешнего главы МИД Сербии Вука Драшковича.
"Похоже, что Сербию и на этот раз ожидают переговоры по созданию коалиционного правительства", -- сказал в интервью "Времени новостей" эксперт Института славяноведения РАН Александр Карасев. Но на нынешних выборах, по мнению ученого, проявились и принципиально новые тенденции: «На первое место для избирателей вышли вопросы стабилизации экономики и вхождения Сербии в Евросоюз. А вот вопрос Косово отошел на второй план».
Вторая особенность вчерашних выборов -- существенное сокращение числа дееспособных партий. «Сербия переживает период, через который уже прошла Россия -- когда исчезали мелкие партии, не имевшие своего устойчивого электората», -- пояснил г-н Карасев. С политической сцены сходят СДО и Соцпартия. Последняя так и не смогла преодолеть кризис, в котором оказалась после отстранения от власти в октябре 2000 года ее некогда всесильного лидера Слободана Милошевича. Вчера социалисты боролись лишь за преодоление пятипроцентного порога, позволяющего пройти в скупщину.
Наш собеседник не ожидает серьезных изменений во внешнеполитическом курсе Сербии после выборов. «Сербы всегда были в целом лояльны Европе, и обещания радикалов, что они будут разговаривать с Евросоюзом только на своих условиях, вряд ли выполнимы», -- убежден эксперт. Что касается отношений с Россией, то они "останутся дружественными": «Все партии понимают, что Россия укрепляет позиции в мире и проводит более самостоятельный, чем в 1990-е годы, курс. Поэтому у Сербии появилась свобода маневра по косовской проблеме. Ведь если косовское урегулирование и далее будет оставаться в тупике, то Евросоюз вполне может усилить давление на Белград. Чтобы противостоять давлению ЕС, новое правительство Сербии будет заинтересовано в развитии отношений с Россией».
Петр ИСКЕНДЕРОВ