Российская армия будет прирастать гауптвахтами. Всего после восстановления дисциплинарного ареста в законодательном порядке с 1 января нынешнего года в вооруженных силах
планируется возродить 183 «главных караула» (в переводе с немецкого) или, в солдатском просторечии, «губы», «кичи».
Пока в России есть только одна гауптвахта, зато образцовая, во 2-й гвардейской мотострелковой дивизии в подмосковном Алабино. Некогда безлико серые бетонные стены выкрашены, вместо скамеек, которые днем из камеры выносили, -- стационарные нары. В камерах -- холодильники и телевизоры, в столовой -- вполне приличная кухонная мебель. В камеры каждое утро должны поступать свежие газеты. Есть здесь и комната свиданий, междугородный телефон-автомат, правда, звонить можно лишь под наблюдением сопровождающего. Говорят, эта «еврогуба» обошлась в три с лишним миллиона рублей. Сколько потребуется на «модернизацию» остальных, в военном ведомстве не говорят.
«Мы будем стремиться привести все гауптвахты к уровню алабинской, которая отвечает всем требованиям уставов и правозащитных организаций с точки зрения условий по содержанию арестованных», -- заверил вчера первый заместитель министра обороны генерал армии Александр Белоусов. На эту работу потребуется около двух лет. И то только потому, что все «кичи» сохранились с 2002 года -- со времени отмены гауптвахты. Они просто не использовались. Напомним, что гауптвахта была отменена, поскольку решение об аресте военнослужащего принимал командир, а не судебный орган, что противоречило Конституции.
Все эти годы
военные настойчиво добивались возврата гауптвахты в практику вооруженных сил. По мнению генерала Белоусова, без гауптвахты «командиры были фактически бесправны в борьбе с нарушителями, поскольку даже за серьезные дисциплинарные проступки могли объявить только выговор». А выговор казарменному хулигану, что слону дробина. Поэтому в войсках резко подскочило число случаев рукоприкладства офицеров.
И вот в середине ноября прошлого года Госдума приняла в третьем, окончательном чтении правительственный пакет законов, восстанавливающий в войсках гауптвахту. Имеется в виду внесение изменений в федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О материальной ответственности военнослужащих», «О военных судах РФ» и в Кодекс РФ об административных нарушениях. В результате теперь дисциплинарный арест стал возможен как вид взыскания за грубые дисциплинарные проступки: самовольное оставление части, неявку в часть в срок без уважительных причин, нарушение правил несения боевого дежурства, правил обращения с оружием, исполнение обязанностей военной службы в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нарушение уставных правил отношений между военнослужащими.
По закону за серьезные проступки по ходатайству командира и решением гарнизонного суда можно «схлопотать» 30 суток ареста. В Минобороны считают, что такая мера наказания многих отрезвит. Уточним: дисциплинарному аресту подлежат только военнослужащие рядового состава мужского пола. Женщины и офицеры в любом случае от «губы» избавлены. Правда, главный военный прокурор Сергей Фридинский считает, что гауптвахта -- всего лишь одна из мер воздействия и не станет панацеей. «Не питаю надежд, что это позволит глобально навести порядок», -- сказал он, однако признал, что количество преступлений и нарушений в армии в последнее время существенно уменьшилось.
Первый заместитель министра обороны Александр Белоусов считает, что в воспитании нужно сочетать меры принуждения и поощрения, применять принцип кнута и пряника. Под пряником он, возможно, подразумевал недавно разрешенные приказом министра обороны родительские комитеты, названные «родительскими инспекциями», которые могут влиять на жизнь воинских частей.