Чем острее теневая политическая борьба во властных и околовластных коридорах за сохранение влияния и бизнес-активов после ухода Владимира Путина с поста президента, тем отчетливее желание гарантированно исключить из легального политического процесса накануне парламентских и президентских выборов активную часть населения и
внекремлевскую оппозицию. Степень предсказуемости итогов выборов все еще кажется властям недостаточной.
Уже узаконен запрет на критику оппонентов в рекламных выборных роликах. Уже законодательно оформлена расширительная трактовка пропаганды экстремизма, под каковую теперь при желании можно подвести любую критику власти.
Уже отменены порог обязательной явки и графа «против всех», так что не желающим голосовать за тех, кого допустят к выборам, фактически предложено не ходить на участки вовсе. Теперь вот инициативная группа из нескольких единороссов, лидера фракции ЛДПР Игоря Лебедева, депутата-родинца Андрея Жукова и экс-спикера Думы, независимого депутата Геннадия Селезнева предложила запретить митинги за две недели до выборов и через две недели после них.
Проще говоря, граждан пытаются лишить последней легальной формы протеста во время выборных кампаний. Ведь не секрет, что именно накануне выборов и сразу после них протестная активность наиболее велика. Конечно, можно запрещать митинги до и после выборов без специального закона: достаточно просто не давать на них разрешение. Но отдельный законодательный запрет возводит такое подавление активной оппозиции в юридический принцип, делая всякий публичный протест преступлением.
Опасность стерильных федеральных выборов с заранее расписанными результатами как раз в том, что маргиналами при таком раскладе оказываются все без исключения избиратели. Ни от кого ничего не зависит, а кто против -- сам виноват. Вот логика всех поправок в избирательное законодательство, принятых в последние два года. А у тех политических сил, которые не разделяют взгляды и методы работы нынешних провластных группировок и при этом готовы бороться за власть в ходе полноценных выборных кампаний, фактически отнимают это право, подталкивая к подпольному существованию и экстремистским акциям. Тем более что любая публичная акция оппозиции заранее объявляется экстремистской.
Согласно всем опросам, как минимум две трети россиян в принципе исключают для себя возможность участия в каких бы то ни было митингах. Из тех, кто не исключает, подавляющее большинство все равно никогда не придет на них. Никаких объективных и разумных оснований запрещать митинги за две недели до и через две недели после выборов просто не существует. А в контексте всех прочих вышеописанных мер эта мера просто вредна. Потому что нагнетает страсти, а не умеряет их.
К сожалению, «наступление на советские грабли» продолжается полным ходом. В советские времена выборы тоже всеми способами пытались превратить в чисто ритуальный акт формального выражения полного доверия населения несменяемой власти. Руководителя страны могли сменить только смерть или верхушечный заговор элит, но никак не избиратели, которым было велено голосовать за нерушимый «блок коммунистов и беспартийных». В итоге нерушимый блок все равно разрушился, а псевдовыборы не помогли сохранить не только безоговорочную власть КПСС, но и саму страну. Впрочем, в глобальные исторические дали авторы проекта «выборы без людей» не заглядывают, категориями пятилеток или десятилетий не мыслят. Им бы день простоять, да ночь продержаться.
При этом в стране с прочной и эффективной политической системой выборное законодательство в принципе не должно быть подчинено задаче сохранения действующей власти. Смысл выборов в том и состоит, что народ сам выбирает, оставлять ли ему эту власть или выбирать новую. В противном случае лучше вовсе не проводить никаких выборов, а честно превратить Россию в пожизненно-президентскую республику или абсолютную монархию. Потому что с нынешним конституционным устройством России наше выборное законодательство соотносится все меньше и меньше. А наличие избирателей мешает все больше и больше.