Время новостей
     N°9, 22 января 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.01.2007
Ход Свиньи
В России незаметно начал действовать закон о сельском хозяйстве
Год Огненной Свиньи для российских крестьян начался со вступления в силу долгожданного закона «О развитии сельского хозяйства». Правда едва ли они это заметят. В законе нет норм прямого действия, а основной его смысл -- принятие рассчитанной на пять лет государственной программы развития сельского хозяйства, разработка которой должна закончиться 1 июня 2007 года. Именно в этой программе, обещает министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, «будут прописаны до копейки объемы государственной помощи». Ранее министр финансов Алексей Кудрин неоднократно публично выступал против отдельного закона о сельском хозяйстве, да еще с конкретными цифрами поддержки отрасли.

Закона о сельском хозяйстве ждали три года. В этом документе впервые содержатся определение понятий «сельскохозяйственный производитель» и «сельскохозяйственное производство», а также прописываются основные направления (но не конкретные суммы) поддержки отрасли на ближайшие 10--15 лет.

Государственная поддержка отрасли предполагает доступные кредиты сельхозпроизводителям. В частности, для возмещения части затрат на уплату процентов выделяются субсидии в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка РФ, действующей на дату заключения договора. Также за счет бюджетных средств планируется предоставлять крестьянским хозяйствам субсидии в размере 50% от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования.

Основной целью аграрной политики в законе названо "наблюдение за паритетом индексов цен на сельхозпродукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельхозпроизводителями", а также поддержание паритета индексов таких цен. Однако, полагает доктор экономических наук ВНИИ экономики сельского хозяйства Александр Серков, прокомментировавший закон "Времени новостей", этот вопрос сформулирован крайне неопределенно. "Как быть с уже сложившимся неэквивалентным соотношением, что понимать под словами «поддержание паритета», какие при этом будут применяться механизмы?» -- задает риторические вопросы эксперт.

Так же, по мнению г-на Серкова, в законе не предусмотрено конкретных мер по обеспечению технического перевооружения производства, более эффективного регулирования рынка сельхозпродукции и улучшения доступа к нему самих сельхозпроизводителей.

Принятый закон существенно отличается от его первоначальных вариантов, в разработке которых активное участие принимали экономисты-аграрники. В этих вариантах предполагалось, что закон будет содержать нормы прямого действия, размеры или нормативы государственной поддержки растениеводства и животноводства. Предусматривались меры по постепенному устранению сложившегося диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, механизмы компенсации удорожания материально-технических ресурсов, особенно горючего, поддержки и удешевление лизинга, приобретения минеральных удобрений и т.д.

Депутат Государственной думы, бывший министр сельского хозяйства Виктор Семенов так объяснил причины появления не слишком устроившего аграрное лобби варианта закона: "Хотели закон сделать значительно лучше, но когда поняли -- на сегодняшний день это невозможно, решили проголосовать за него только потому, что он хотя бы политически твердо заявляет о том, что АПК не может жить без государственного регулирования».

Однако главный сюрприз ожидал лоббистов закона в стенах Совета Федерации. После голосования сенаторы неожиданно для себя обнаружили в конце документа «маленькую приписочку», которую в последний момент внесли разработчики. В ней говорится, что порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов распространяется на кредиты, оформленные до 1 января 2010 года. «Фактически это означает, что вся кредитная поддержка, описанная в законе, только на три года", -- пояснил "Времени новостей" председатель аграрного комитета Совета Федерации Сергей Лисовский. Таким образом, считают аналитики, за три года Россия должна подготовить сельское хозяйство к вступлению во Всемирную торговую организацию.

Что же касается реализации закона, то теперь вся надежда на государственную программу, которую будет готовить правительство РФ. «Зная отношение экономического блока правительства к сельскому хозяйству, оптимизма не прибавляется, -- говорит Александр Серков. -- Недаром Минэкономразвития России в своем прогнозе до 2009 года закладывает среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства менее 3%, и в связи с этим увеличение импорта продовольствия почти в 2 раза».

Наталья БАРМИНА