|
|
N°219, 28 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Холодный запуск
Россия открыла трубопровод, который не нравится ОПЕК
Новый экспортный маршрут транспортировки нефти из Тенгиза (Казахстан) в Новороссийск наконец вчера запущен. Торжественная церемония в Новороссийске, в которой приняли участие сотни делегатов, была омрачена разразившейся в последние две недели ценовой войной России и ОПЕК и плохой погодой на берегу Черного моря.
«В 2002 году через нефтепровод и терминал, построенный Российским трубопроводным консорциумом, будет прокачано 20 млн т нефти, из которых доля российской составит несколько миллионов», -- сказал вчера журналистам гендиректор КТК Сергей Гнатченко во время торжественной церемонии открытия нового экспортного маршрута. По его словам, это будет нефть, принадлежащая ЛУКОЙЛу, «Роснефти» и, может быть, другим компаниям. Один из участников церемонии сказал, что эти компании в 2002 году (начиная с мая--июня, когда появится техническая возможность) могут прокачать не менее 5 млн т нефти.
КТК предназначен для экспорта в основном казахстанской нефти. «Пуск КТК, а также запланированный на декабрь 2001 года пуск нефтяного терминала на Балтийском море в Приморске -- это два важнейших события этого года в нефтяной отрасли России», -- сказал на церемонии открытия замминистра энергетики России Иван Матлашов. Он сообщил, что транзит нефти из стран СНГ через Россию в ближайший год может достигнуть 1 млн баррелей в сутки (50 млн т в год). В своем выступлении Матлашов не стал касаться отношений между Россией и ОПЕК.
Точно так же поступили представители правительств Казахстана и Омана. Только президент российской нефтяной компании ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов посчитал нужным заявить, что пуск КТК не приведет к увеличению поставок российской нефти на мировой рынок. По его словам, потоки казахстанской и российской нефти будут «просто оптимизированы, изменятся маршруты транспортировки, а ее общее количество не изменится».
Хмурые тучи и пронизывающий ветер заставили замминистра энергетики США Вики Бейли во время выступления Вагита Алекперова закутаться в одеяло. Чернокожую американку не согревали ни шуба, ни меховая шапка, несмотря на 8 градусов тепла. Г-жа Бейли говорила о том, что США очень довольны открытием КТК, так как теперь появился еще один надежный, альтернативный источник нефти. «В течение 30 лет в мире не было такого проекта, который бы обеспечил такое значительное количество нефти на рынке -- более 500 тыс. баррелей в сутки, в перспективе 1 млн», -- сказала она. Именно американские компании выступили основными инвесторами проекта.
Г-жа Бейли приехала в Новороссийск вместо своего шефа, министра энергетики США Спенсера Абрахама, который в понедельник прибыл в Москву для того, чтобы принять участие в церемонии пуска КТК, но до Новороссийска так и не долетел.
Как объяснил собравшимся посол США в России Александр Вершбоу, министр летает на военных самолетах, и его пилоты сочли местную метеорологическую обстановку неблагоприятной. На самом деле одной из причин перемены в планах министра мог стать слишком низкий статус представителя России. Г-н Вершбоу зачитал присутствующим приветственное слово от президента США Джорджа Буша, в то время как Иван Матлашов говорил лишь лично от себя самого.
Российское правительство до сих пор не выдало КТК все необходимые документы для полноценной работы терминала. «До середины 2002 года мы будем отгружать нефть в тестовом режиме», -- сказал Сергей Гнатченко. Он пожалел, что двести с лишним топ-менеджеров нефтяных компаний и чиновников разных стран так и не смогли на торжественной церемонии увидеть загрузку очередного танкера нефти. Помешало штормовое предупреждение.
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) был создан в 1992 году для строительства нефтепровода длиной 1580 км с казахстанского нефтяного месторождения Тенгиз до российского порта Новороссийск. Строительство стоимостью 2,6 млрд долл. началось в мае 1999 года. Кроме нефти Тенгиза КТК будет прокачивать сырье других казахстанских и российских месторождений. Его мощность на первом этапе составляет 28 млн т нефти в год, а в дальнейшем будет увеличена до 67 млн т. Доли в консорциуме распределены так: Россия -- 24%, Казахстан -- 19%, Султанат Оман -- 7%, американская ChevronTexaco -- 15%, совместное предприятие российского ЛУКОЙЛа и англо-американской ВР «Лукарко» -- 12,5%, совместное предприятие «Роснефти» и англо-голландской Royal Dutch/Shell -- 7,5%, американская ExxonMobil -- 7,5%, итальянская Agip -- 2%, английская British Gas -- 2%, американская Oryx -- 1,75%, совместное предприятие казахстанского «Казахойла» и канадской Hurricane «Kazakstan Pipeline Ventures» -- 1,75%.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ