|
|
N°7, 18 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Газ -- почтой
Варшава обвиняет "Газпром" в парализации работы EuRoPolGaz
Кампания «Газпрома» по улучшения своего и российского имиджа грозит начаться с очередного транзитного скандала. Вчера экспортный зампред правления концерна Александр Медведев провел брифинг для иностранных журналистов, а сам «Газпром» выпустил огромный пресс-релиз «О планах на 2007 год по международному сотрудничеству». Г-н Медведев, согласно этому документу, пообещал «двигаться вперед, развивая успех 2006 года», а также прилагать «максимум усилий по своевременному информированию о деятельности компании» партнеров и потребителей.
В это же время один из самых «заклятых» партнеров «Газпрома» -- польская госкомпания PGNIG - опубликовала заявление, обвинив российскую компанию в частичной приостановке сотрудничества в рамках проекта по транзиту газа через территорию Польши. В пресс-релизе говорится, что 16 января в Москве состоялся наблюдательный совет компании EuRoPolGaz (владелец польского участка магистрального газопровода «Ямал--Европа», по которому в Германию попадает свыше 20 млрд кубометров «голубого топлива»), посвященное отношениям акционеров. Как известно, «Газпрому» и PGNIG принадлежит по 48% EuRoPolGaz, однако фактически контроль у польской стороны: 4% акций владеет трейдер Gas-Trading, голосующий в интересах Варшавы. Еще два года назад российский концерн предложил выйти на принцип 50 на 50, чтобы основные акционеры выкупили по 2% у миноритария. Однако поляки не захотели даже слушать о потере, пусть и косвенного, контроля.
Вчера после вялотекущего перетягивания канатов корпорации перешли к открытому политическому противостоянию. В своем заявлении польская госкомпания впервые открыто признает, что российская сторона потребовала обеспечить дополнительную власть в EuRoPolGaz сверх заложенной в соглашении 1993 года о создании совместного предприятия. Кроме того, говорится в пресс-релизе, представители «Газпрома» запросили отменить тариф на транспортировку газа по территории Польши, одобренный главой энергетического регулятора страны в декабре (справедливости ради надо отметить, что на днях арбитражный суд Варшавы признал тарифные требования законными). «Представители польских акционеров в наблюдательном совете отвергли эти претензии как совершенно беспочвенные, -- сообщается в пресс-релизе PGNIG. -- По требованию г-на Медведева, представителя «Газпрома», наблюдательный совет изменил свой modus operandi (в данном случае «модель работы». -- Ред.). Согласно новому порядку, технические вопросы будут теперь обсуждаться по почте. Более того, решения также будут приниматься аналогичным способом».
В польской компании утверждают, что российская сторона пообещала вернуться к нормальному формату работы совета, «только когда другие акционеры согласятся с повышением влияния «Газпрома» на процесс принятия решений» в EuRoPolGaz.
«На деле отношение российских представителей в наблюдательном совете ведет к блокированию взаимодействия между акционерами и параличу работы совета», -- говорится в пресс-релизе. В «Газпроме» «Времени новостей» подтвердили желание снизить тарифы на прокачку, но отвергают версию о блокировании работы с целью увеличить свой пакет в EuRoPolGaz до 50%.
В программном пресс-релизе «Газпрома» по международному сотрудничеству г-н Медведев говорит, что в концерне «в полной мере осознают и разделяют озабоченность Европейской Комиссии вопросами энергоснабжения ЕС и поддерживают усилия Европейского Союза по формированию единого европейского энергетического рынка». Заставить Брюссель поверить в это будет сложно, ведь там всерьез считают, что «Газпром» стремится к европейским конечным потребителям не столько в поисках дополнительной прибыли, сколько для усиления влияния Москвы на энергетических рынках ЕС. Сейчас это влияние даже в процентном выражении невелико, если не считать бывшие страны Варшавского договора и республики СССР, где еще с советских времен российский газ доминирует в энергобалансах. А партнер, который без особых консультаций с потребителями из-за своих коммерческих проблем с транзитерами может прервать поставки нефти или газа, видится европейцам опасным и ненадежным. Письменное газовое общение с поляками, которые и так блокируют диалог Москвы и Брюсселя, явно не будет способствовать улучшению представлений о «Газпроме» и России.
Алексей ГРИВАЧ