|
|
N°8, 19 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Старость и радость
Объявлена программа Фестиваля архивного кино
В этом году Госфильмофонд России в одиннадцатый раз собирает в Белых Столбах любителей хорошо забытого старого (да и просто хорошего) кино на свой фестиваль. Для многих профессионалов именно это мероприятие является едва ли не главным в годовой фестивальной сетке. В закромах кинохранилищ неизменно обнаруживается что-то невероятно интересное и вполне способное на равных конкурировать с лентами текущего репертуара (а состояние его в последнее время такое, что волей-неволей -- и вскоре -- придется согласиться с радикальным утверждением художественного руководителя фестиваля Владимира Дмитриева, что в последние пятнадцать лет не было выпущено ни одной по-настоящему значительной картины).
Собственно концепция «Белых Столбов» особенных изменений не претерпевает, и вполне укладывается в экстатическую строчку из песни Егора Летова (которая, к слову, называлась не как-нибудь, а «Иваново детство») -- «Просто все уже было!» Не в первый раз фестивальная программа пытается доказать (и весьма убедительно), что абсолютно все приемы и направления в мировом кино давным-давно изобретены и развиты, нужно только знать, где искать. Так, опровергая убеждение в том, что сериал -- изобретение недавнее и телевизионное, в программе заявлены старые киносериалы -- российская «Сонька Золотая Ручка» (1914--1915) производства акционерного общества Дранкова и четырехсерийный французский «Мефисто» (1930) Анри Дебена.
Не остались забыты и ставшие уже традиционными рубрики: подборка короткометражного кино (четыре немых фильма 20-х годов, посвященных Парижу), краткий курс мировой анимации (в основном ленты военного времени), «Великие столетия» -- в этом году чествуют актрис Зою Федорову («Шахтеры» Сергея Юткевича, 1937) и Кэтрин Хепберн («Ребро Адамово» Джорджа Кьюкора, 1949), режиссеров Ива Аллегре («Такой хороший маленький пляж», 1948), Александра Столпера («Закон жизни», 1940), Робера Брессона («Наудачу, Бальтазар», 1965), Фреда Циннеманна («Мужчины», 1950), Анри-Жоржа Клузо («Манон», 1949), грандиозного актера Лоуренса Оливье («Гордость и предубеждение» Роберта Леонарда, 1940), легенду американского вестерна Джона Уэйна («Аламо», 1960), где Уэйн был и режиссером, и исполнителем главной роли, а также композитора Василия Соловьева-Седого -- его помянут фильмом Владимира Бойкова и Ирины Венжер «В дни Спартакиады», где впервые прозвучали «Подмосковные вечера».
Довольно любопытной обещает быть программа «Кинорепертуар 1937-го», где собраны фильмы, которые можно было увидеть в кинотеатрах ровно семьдесят лет назад, в ставший нарицательным год «большого террора» -- «Шахтеры», «Дочь Родины», «Концерт Бетховена», «Том Сойер»... В традиционной «Конфронтации», посвященной на этот раз шпионажу, противостоят друг другу так и не вышедший на экраны «Гость» Герберта Раппапорта и Адольфа Минкина (1939) и «Восхитительная идиотка» Эдуардо Молинаро с Брижит Бардо в главной роли (1963). Грузинское кино представлено малоизвестными лентами 20--80-х годов.
А в разделе In Memoriam почтут память кинематографистов, ушедших из жизни в прошлом году, -- киноведа Неи Зоркой, актера Евгения Самойлова и режиссера Роберта Олтмана.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ