|
|
N°7, 18 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пластиковый стандарт
Visa ужесточает требования к торговым точкам
Международная платежная система Visa собирается ужесточить требования к торговым точкам, в которых принимаются к оплате ее пластиковые карты. Теперь кассиры должны будут проходить аттестацию по работе с «пластиком» не реже одного раза в три года, а каждая транзакция должна проводиться не более 30 секунд. По мнению участников рынка, меры могут улучшить качество обслуживания, однако не совсем ясно, как будет осуществляться контроль за их соблюдением.
Опубликованные вчера новые стандарты, разработанные Visa совместно с Ассоциацией российских банков -- членов платежной системы, вступят в силу с 1 июля. Согласно документу всем сотрудникам-кассирам необходимо пройти обучение в течение шести месяцев с момента начала работы. Причем переаттестация осуществляется не реже одного раза в три года, а банки-эквайеры (занимаются обслуживанием пластиковых карт в торговой точке) должны предоставлять кассирам, прошедшим обучение по приему банковских карт, соответствующие сертификаты по установленному ассоциацией образцу. «Обучением и аттестацией кассиров занимается банк-эквайер, -- пояснили «Времени новостей» в пресс-службе компании Visa. -- И вся система контроля за исполнением стандартов обслуживания также ложится на него. За деятельностью самого банка следят уже подразделения Visa».
Управляющий директор блока «Розничный бизнес» Банка Москвы Александр Шерстюков указывает на то, что банк, как правило, не проводит массового обучения сотрудников -- учит одного-двух человек, которые просвещают остальных. Кроме того, банк не может применять санкции по отношению к кассирам, поскольку они не являются его сотрудниками. «Часто сотрудники торговых сетей обращаются с пластиковыми карточками неправильно, -- отмечает г-н Шерстюков. -- Поэтому инициативу Visa по повышению профессионализма кассиров можно понять».
«Выработанные стандарты ассоциации устанавливают некоторый порядок и вводят обязательный контроль за работой кассиров со стороны банка-эквайера. Бесспорно, в основном это правильные стандарты, -- отмечает заместитель начальника департамента розничного бизнеса Русского банка развития Владимир Тарико. -- В принципе в правилах и договорах любого банка-эквайера есть требования к обязательному обучению персонала торговой сети обслуживанию по картам, но текучка сотрудников в магазинах не позволяет всегда иметь опытных кассиров». Поэтому, по мнению банкира, установленный срок обязательного обучения не решит проблему с персоналом магазинов.
Между тем, как отмечают банкиры, неумение кассира пользоваться картой -- самая частая причина нежелания клиентов использовать «пластик» при оплате покупок. А это негативно отражается на доходах и банков, и торговых сетей. «Иногда кассиры под любым предлогом отговаривают от расчета по карточке и просят наличные, -- отмечает г-н Тарико. -- После этого у клиента доверие к карте пропадает».
Согласно новым стандартам для торговых точек с количеством операций по картам Visa более 750 в месяц устанавливается максимально допустимое время проведения транзакции -- не более 30 секунд в случае 90% операций. Кроме того, торговые точки не должны требовать удостоверения личности у клиентов при покупке на сумму менее 1000 руб. «Рекомендации по скорости обслуживания клиентов с картами, по сути, рекомендации по улучшению технического оснащения торговой сети, -- считает г-н Тарико. -- Ведь при работе терминала по дозвону в 30 секунд уложиться очень сложно».
Как известно, кассовый аппарат, считывающий информацию с карточки, соединен с терминалом банка, и их связь также занимает какое-то время. Рекомендации по покупкам на сумму до 1000 руб. -- это условие в пользу клиента, отмечает г-н Тарико, но при этом повышаются риски банка-эмитента. Ведь вероятность того, что картой воспользуется мошенник, возрастает.
В торговых точках «Эльдорадо», «Пятерочка», «Мосмарт», куда корреспондент «Времени новостей» обратился за комментариями, не смогли ответить, как инициатива Visa отразится на их бизнесе.
Николай КОЧЕЛЯГИН