Предстоящие 25 февраля в Литве муниципальные выборы подогрели политические страсти, и каждая партия седлает своего конька. Для консерваторов это --
очередной выпад в сторону России. Взяв на себя роль дозорного, возвещающего о тревоге (недаром их эмблемой является колокол), они по традиции в качестве саморекламы используют «патриотическую» тему, связанную с претензиями к Москве.
Это выразилось во всплеске «политической бухгалтерии». Представитель консерваторов Аудронюс Ажубалис внес в сейм (парламент) проект резолюции с требованием к правительству поднять вопрос о выплате Россией компенсаций жертвам трагедии января 1991 года, когда в столкновениях с советскими силовиками погибли 14 и получили ранения десятки людей.
Но инициативу консерваторов поддержали немногие. Как предвыборный пиар расценил ее староста фракции либералов и центристов Альгис Чапликас: «Мне неясно, почему всегда эти проблемы вы вспоминаете только в январе? Почему не вспомнили за месяц, за два до этого? Это пахнет дешевым политиканством, ведь приближаются выборы», -- заявил он в сейме. Против резолюции Ажубалиса выступил и председатель парламентского комитета по иностранным делам Юстинас Каросас, который сказал: "Компенсации у России мы не сможем истребовать, а, напротив, унизим ту часть России, которая чистосердечно помогла нам на пути к свободе. Так что некорректно поднимать этот вопрос... Не вся Россия убивала в Литве людей».
Каросас использовал ход, который социал-демократы часто практикуют, -- он предложил встречный, более мягкий проект резолюции --
«Об оплате ущерба от оккупации СССР». Она и была принята во вторник сеймом. В документе отдается должное «помощи демократической России Литовскому государству во время агрессии 11--13 января» 1991 года. И выражается надежда, что Россия "оценит ответственность" тех, кто руководил этими событиями и поможет правозащитным институтам Литвы "восстановить справедливость". Вильнюс добивается выдачи участников январских событий -- проживающих в России и других странах СНГ военных и сотрудников спецслужб. В списках десятки фамилий.
Заканчивается документ вежливым призывом начать консультации об оплате ущерба за оккупацию (с такими же требованиями выступают Эстония и Латвия). Еще в 2000 году по поручению парламента специальная комиссия насчитала иск на сумму около 24 млрд евро.
В Москве эти требования считают "абсурдными и противоправными", "недружественным жестом в адрес России". Но этим претензии Вильнюса не ограничиваются. Другой видный консерватор, экс-президент Литвы, а ныне европарламентарий Витаутас Ландсбергис, заявил, что подключит евроструктуры к «выбиванию» из России рублевых вкладов населения Литвы, вывезенных в начале 1990-х годов советским Сбербанком. Литовские власти после безуспешных попыток во второй половине 1990-х годов вернуть деньги приняли решение компенсировать самим хотя бы часть этих вкладов. Был принят закон, по которому вкладчики Сбербанка разбивались на четыре категории (с учетом возраста и социального положения), и был начат процесс компенсирования, который правительство завершит в этом году. (Литовскому вкладчику, державшему счет в Сбербанке СССР, компенсируют вклад максимум до 6 тыс. советских рублей из расчета один рубль равен одному литу; то есть до 1500 евро пострадавший вкладчик все-таки получить может.)
Ландсбергис теперь говорит, что средства, потраченные Литвой на компенсацию, обязана покрыть Россия. По его словам, «выяснилось, что Еврокомиссия готова защищать интересы Литвы». Такой вывод он сделал из переписки с еврокомиссаром Бенито Ферреро-Вальднер, ответственной за внешние связи Евросоюза. Будто бы комиссар даже упрекнула правительство Литвы за то, что оно не обращалось в Еврокомиссию по этому вопросу.
Вполне резонно ожидать, что данное предложение найдет поддержку в сейме. Об этом позитивно, хотя и с разными интонациями, уже высказались политики разных окрасок, с которыми удалось поговорить корреспонденту «Времени новостей». «Поскольку вопрос не движется с мертвой точки и нет диалога с Россией, которого мы добивались, то я не отрицаю возможности обратиться в Евросовет. Он бы больше подошел для решения данного вопроса, чем Еврокомиссия. Нужно активизировать все возможности и на переговорах с Россией. Отношения с ней развиваются, может быть, с нашей стороны не проявлялось достаточной активности. А обращение к ЕС -- лишь дополнительное средство», -- заявил «ВН» лидер «Союза либералов» Пятрас Ауштрявичюс.
Ему вторит, хотя и со скепсисом, депутат сейма профессор Кястутис Главяцкас: «Обратиться можно, конечно, другой вопрос -- насколько реален результат. Правда, вода камень точит -- может, прогресса и можно добиться. Но не надеюсь, что в ближайшее время». А член сейма Юлиюс Весялка в беседе с нашей газетой сказал, что сначала нужно провести расследование и точно установить, сколько денег потеряли вкладчики: «Фигурирует цифра 6 млрд руб., но это еще надо уточнять. Тогда можно и требовать».